Признания вежливых людей: “Садоводы” — история любви в декорациях тру-крайм
Декабрьский хит HBO и “Амедиатеки” — мини сериал “Садоводы” о милейшей английской паре, сбежавшей во Францию в попытке замести следы. Данил Леховицер рассказывает, почему стоит выделить вечер на эту вещь.
“Уважаемый инспектор Кольер, благодарю вас за столь учтивое письмо. Я и моя жена Сьюзен с радостью окажем вам всевозможное содействие, чтобы раз и навсегда оставить эту историю в прошлом. Боюсь, однако, что наше возвращение в Англию состоится не так скоро, как Вам бы хотелось. Будем поддерживать связь” — так звучит в пересказе электронное письмо, пожалуй, самого вежливого подозреваемого в двойном убийстве.
Англичане Кристофер (Дэвид Тьюлис) и Сьюзен Кольер (Оливия Колман) живут во Франции на скромные сбережения, с почти влажными глазами смотрят романтические фильмы с Жераром Депардье и вестерны с Гэри Купером и с той же ностальгической эйфорией смотрят друг на друга. Почти двадцать лет едят при встречах — кажется, так выглядят поседевшие герои романов их соотечественника (и тоже большого франкофила) Джулиана Барнса, вопреки мнениям коллег доказавшего, что можно написать увлекательный роман о счастливых людях, чей брак остается молодым. Даже спустя четверть века.
Они живут во Франции не только потому, что галломаны. Пятнадцать лет назад пара была вынуждена уехать из-за того, что Кристофер закопал на заднем дворе родителей Сьюзен — о чем по абсурдной случайности узнала полиция. Здесь начинается подчеркнуто вежливая переписка — со всеми “искренне ваш”, “будем признательны” и “премного благодарен” — инспектора и Кристофера, который утверждает, что они знали об убийстве, но не совершали его. Собственно, уже на этом этапе эпистолярия между (возможным) убийцей и его палачом понятно, что вся чудовищность темы смягчается нервным, черным юморком. Пара в мимимишных свитерах, которой осталось лет пять до статуса “пенсионеры”, добровольно приезжает на Кингс-Кросс, где ее встречает почти боевой отряд из 30 полицейских и двух лошадей; допросы с пристрастием, завершающиеся фразами “мы продолжим через час” и “с превеликим удовольствием!”; девчачья улыбка Сьюзен, когда она вспоминает о любимом муже, пока полицейская спрашивает, как та убила своих родителей.