Панама, но не шляпа и не страна
В конце XIX века крах компании, объявившей о сборе средств на строительство Панамского канала, разорил сотни тысяч частных инвесторов Франции.
О строительстве судоходного канала сквозь узкий перешеек между Северной и Южной Америками задумывались ещё испанские конкистадоры. Но лишь в XIX веке люди смогли перейти от мечтаний к воплощению этой идеи на практике.
В 1869 году было открыто судоходство по Суэцкому каналу. Это событие серьёзно отразилось на мировой торговле. И именно тогда у группы французских энтузиастов созрел план создания консорциума по строительству канала между Тихим и Атлантическим океанами.
В 1880 году в Париже была создана Всеобщая компания Панамского межокеанского канала, которую стали именовать просто «Панама». Во главе организации стал Фердинанд де Лессепс, который ранее руководил строительством Суэцкого канала. Кроме него, к работам привлекли известного инженера Гюстава Эйфеля (чьё имя позднее обессмертила знаменитая башня). Были выпущены 600 тысяч акций стоимостью по 500 франков. Множество частных инвесторов охотно раскупали эти бумаги. Имена Лессепса и Эйфеля были лучшей гарантией надёжности задуманного дела.
Однако вскоре руководство компании столкнулось с серьёзными трудностями. Требовался колоссальный объём земляных работ. И стало понятно, что собранных денег катастрофически не хватает. Кроме того, администрация «Панамы» действовала очень некомпетентно. Огромные суммы уходили на всевозможные комиссионные выплаты, а труд подрядчиков иногда оплачивался в разы выше рыночной стоимости оказанных услуг.