Цена наказания для Украины: куда, зачем и на чьи деньги потечет «Северный поток-2»
Будущее проекта «Северный поток — 2» остается неясным. Недавно в Гааге на первой из серии конференций, посвященных судьбе газопровода, многие выступавшие усомнились в его экономической целесообразности и заподозрили зловещий политический подтекст
Газопровод «Северный поток-2» еще не построили, и уверенности в том, что он заработает, нет. Дания не дала согласия на прокладку трассы возле ее острова Борнхольм. Европейские регуляторы энергорынка, похоже, будут настаивать на выполнении антимонопольных правил Евросоюза, то есть на предоставлении доступа в трубу газа других компаний, помимо «Газпрома», и на лишении «Газпрома» права владельца и оператора будущей магистрали. Как поступит Москва в этой ситуации? Отменит Закон об экспорте газа? Ликвидирует монополию «Газпрома»? Не приведет ли это к возникновению в России настоящего конкурентного рынка газа?
Давление со стороны Европы идет нешуточное. На днях в столице Нидерландов прошла первая из серии конференций, участники которых пытаются критически проанализировать «Северный поток-2»: мотивацию его инициаторов, изменения в логистике газовых поставок, а также экономическую целесообразность для России и Европы.
Зачем?
Судьба проекта, начатого по газпромовской привычке без нужных согласований, остается неясной, а в Европе кипят споры относительно его экономического и политического смысла и эффекта. Конференции, которые вслед за Гаагой пройдут в октябре в Берлине и Страсбурге, проводятся некоммерческими общественными организациями из Германии, Эстонии, США, Франции, Литвы, Польши, Украины и России.
С мотивацией плана строительства обеих очередей «Северного потока» не все однозначно. С самого начала в Москве утверждали, что трасса в Балтийском море не заменит иные маршруты поставки газа в Европу, но примет на себя дополнительные объемы, которые потребуются с ростом европейского спроса на энергоносители и снижением добычи газа в Старом Свете. В рекламной брошюре «Северного потока-2» сказано, что он призван стать конкурентоспособной дополнительной опцией. Однако, если верить реплике газпромовца Александра Медведева, в будущем никакого транзита через Украину не будет, «даже если Солнце и Луна поменяются местами».
Более того, «Газпром» уже приступил к ликвидации 4300 км газопроводов и 62 компрессорных станций в транспортном коридоре, ведущем к украинской границе. Таким образом, «Северный поток» и «Южный поток» (позднее превратившийся в «Турецкий поток») изначально имели целью прекращение транзита через Украину и создание альтернативных маршрутов для доставки газа европейским потребителям, а не транспортировку неких дополнительных объемов. Категорический отказ «Газпрома» на переговорах с украинцами от заключения долгосрочного контракта на транзит свидетельствует: российская компания рассчитывает, что транзитные мощности Украины станут ненужными через несколько лет. И когда федеральный канцлер Германии Ангела Меркель заверяет Киев в том, что она договорилась в Москве о сохранении транзита российского газа через Украину, ее слова вызывают большое сомнение.