Сколько клея в автомобиле: рассказывает производитель "Момента"
На клей приходится меньше процента массы и около 5% себестоимости сложных машин - автомобилей, компьютеров, смартфонов, самолетов, космических ракет. Но без клея все вышеперечисленное не собрать - по крайней мере в привычном нам компактном виде. Корреспондент “ПМ” побывал в Дюссельдорфе в штаб-квартире компании Henkel - мирового лидера на рынке клеевых технологий — и узнал, почему наша жизнь без клея была бы намного тяжелее, чем она есть.
Штаб-квартира Henkel в Дюссельдорфе - это город в городе: там работает 10 тысяч человек, есть свои улицы и даже “исторический центр” - аккуратно отреставрированное здание, в 1878 году арендованное Фрицем Хенкелем для производства популярной “Отбеливающей соды”. Спустя почти 150 лет Henkel превратилась в огромную компанию с почти 20-миллиардной годовой выручкой и заводами по всему миру.
Henkel по-прежнему выпускает стиральные порошки и другую бытовую химию, а еще - косметические средства (ассортимент сильно расширился после слияния с Schwarzkopf в 1995 году) и после приобретения в 1962 году компании Sichel-Werke — адгезивы. Знаменитый клей “Момент” (за рубежом ищите его под названием Pattex) - один из самых узнаваемых брендов Henkel с конца 1970-х. Но нас в Дюссельдорфе больше интересовали менее знаменитые вещи - огромное разнообразие клеевых решений, которые используются в промышленности для сборки всего на свете, от смартфонов до электромобилей. Если кто и разбирается в них, то это специалисты Henkel: компания обеспечивает больше половины потребности рынка в клеевых решениях. Весьма вероятно, что высокотехнологичные клеи, созданные в Дюссельдорфе, удерживают вместе детали компьютера или смартфона, с которого вы читаете эту статью.
Меньше и крепче
Компактизация электронных устройств достигается не в последнюю очередь за счет склеивания. Взгляните, например, на камеру смартфона: она похожа на слоеный пирог из нескольких десятков линз, фильтров и электронных компонентов, и все они удерживаются вместе за счет очень тонких клеевых швов. А теперь представьте, что для крепления каждого из них использовался бы хотя бы один механический элемент - болт, шуруп или хотя бы крепление вроде столярного “ласточкиного хвоста”. Насколько увеличилась бы масса и размеры камеры? Насколько усложнилась, а значит, и подорожала бы сборка?