Неудавшийся проект Вышинского
В начале 1941 года советское внешнеполитическое ведомство внезапно озаботилось довольно специфической проблемой. Народный комиссариат иностранных дел (НКИД) предложил руководству страны выйти из международных конвенций, ограничивающих оборот наркотиков.

Инициатором предложения выступил Андрей Януарьевич Вышинский — бывший главный прокурор СССР и государственный обвинитель на открытых Московских процессах 1936–1938 годов, которые стали одним из символов Большого террора. В июне 1940 года он был назначен заместителем народного комиссара иностранных дел, но оставался в тени главы наркомата — Вячеслава Молотова, который к тому же помимо руководства НКИД занимал пост главы советского правительства. Возможно, именно поэтому Вышинский решил оформить и осуществить собственный внешнеполитический проект.

Фото журнала «Огонёк»
№3, 1938 год
В качестве обоснования данной инициативы были использованы аргументы, вполне понятные по риторике и логике рассуждений современных российских властей. СССР находился в достаточно сложной международной ситуации на фоне уже идущей второй год мировой войны (в которую он не вступил напрямую благодаря сохранявшему действие Пакту о ненападении с Германией); страна оказалась исключена из важной международной организации — Лиги наций — за агрессивную войну против Финляндии, но при этом сама эта организация явно теряла вес и значение, когда на европейском континенте шла война, и скорее была грустным воспоминанием о попытке стран мира объединиться и мирно решать международные