Миссия Петра Лефорта
Немногим известно, что в Государственном Эрмитаже помимо великолепных коллекций живописи, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства хранятся документы, проливающие свет на многие события отечественной и зарубежной истории.
В фонде рукописей и документов Отдела истории русской культуры Эрмитажа есть несколько рукописных источников первой четверти XVIII века, касающихся роли прославленных сподвижников Петра I — Франца Яковлевича (1655–1699) и Петра Богдановича Лефортов (1676–1754), событий Северной войны и внешнеполитической деятельности царя. Эти материалы были приобретены музеем в 1946 году у коллекционера Марии Николаевны Лицкаловой.
Два прошения вдовы Франца Лефорта Елизаветы Лефорт на имя Петра I не только характеризуют внутрисемейные отношения Лефортов, но и показывают жизнь помещика Петровской эпохи. Инструкция, паспорт, свидетельство и патенты на чины Петру Лефорту, список с реляции Александра Гаврииловича Головкина из Берлина помимо освещения внешнеполитических проблем России 1710-х годов касаются дипломатической и военной службы Петра Лефорта. Документы написаны на бумаге либо пергаменте скорописью и содержат автографы Петра I и государственных деятелей той эпохи — Александра Меншикова, Гавриила Головкина, Петра Шафирова, Христофора Миниха. Некоторые из рукописей экспонировались на выставках и опубликованы в каталогах и научных изданиях.
Особый интерес представляют эрмитажные материалы, позволяющие уточнить сведения о биографии и службе Петра Богдановича Лефорта, которому суждено было стать заметным деятелем Петровской эпохи. Приехав в Россию в 1694 году по приглашению своего дяди, Франца Лефорта, Пётр Богданович поначалу не планировал для себя военного поприща и намеревался обогатиться, занявшись торговлей с Китаем. Тем не менее молодой швейцарец, состоявший при своём знаменитом родственнике, вынужден был разделять с дядей все тяготы службы вплоть до его кончины в 1699 году.