Интервью с директором Эрмитажа

ДилетантРепортаж

Михаил Пиотровский: «Цена музея? Не продаётся!»

Ставшее уже традиционным партнёрство «Дилетанта» с Государственным Эрмитажем в этом году примет форму серии интервью с теми, кто работает в музее на разных его профессиональных «этажах» — от директора до смотрителя. Первая беседа — с директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским.

Михаил Борисович, директор Эрмитажа — это высшая музейная должность?

— Это не музейная должность! Эрмитаж намного больше, чем музей, это исключительное культурное явление, российское и мировое. И у него функции совершенно иные, не только музейные. Начиная с того, что Эрмитаж — памятник русской государственности. Правительство переехало, а дворец остался, Петербург остался. И мы храним эту память. Вот по случаю 100-летия революции сделали мы выставку. Для неё надо было убрать, «убить» музей. Мы заставили стены говорить. Дворец рассказывал о том, что вокруг него происходило. А это не совсем музейное. И приёмы немного иные.

Если Эрмитаж и музей, то энциклопедический, с особой культурной ролью. Сравнить с ним можно, пожалуй, только Лувр, но и он уступает, поскольку у него нет такой памяти стен.

— В названии музея присутствует слово «государственный». Это мешает или помогает? Ведь не секрет, что с точки зрения хозяйственной частные предприятия и институции в большинстве случаев эффективнее государственных.

— В самой терминологии есть целый ряд лингвистических трюков. Для театров и Эрмитажа «государственный» и «академический» означает «императорский». После революции надо же было придумать некую замену. И придумали. Кроме того, в советское время государственный аппарат являлся, по существу, хозяином, владельцем всего, что было. Теперь государство — общее понятие, не идентичное государственному аппарату. И когда говорят «государственный заказ», то это заказ государственного аппарата, а не заказ народа. «Государственное» в смысле «общенародное» — ушло!

Вопрос, связанный с частными музеями, становится очень острым политическим вопросом. Бюрократия усиливает якобы государственный контроль за каждым шагом учреждений культуры. И что в результате получаем? Отвращение к государственному руководству. Нашёл у Бродского замечательные строки на эту тему: «С государством щей не сваришь. Если сваришь — отберёт». Отвращение появляется, потому что с государством нельзя ни о чём договориться: «если сваришь — отберёт». Поэтому возникает ощущение, что с ним лучше не связываться. Иди к меценату, и там всё будет хорошо!

Фото Сергея Конькова / ТАСС

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что говорят о нас отношения с деньгами Что говорят о нас отношения с деньгами

По тому, как человек относится к деньгам, можно определить его образ мышления

Psychologies
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Миротворец, превративший трон в катапульту Миротворец, превративший трон в катапульту

Усилия царя по спасению отечества и не предотвратили социальный взрыв

Дилетант
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Самый развратный сапожок Самый развратный сапожок

Калигула стал первым императором, чью славу составили безумства и преступления

Дилетант
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Кредиты на жилье ушли в минус Кредиты на жилье ушли в минус

Объем выданной за первое полугодие ипотеки уменьшился впервые с кризиса

РБК
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Что творится в российском лесу Что творится в российском лесу

Цикл «Сноба» о реальных и мнимых проблемах лесов России

СНОБ
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Наука побеждать Наука побеждать

По требованию Сталина сняли целый цикл картин про русских военачальников

Дилетант
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Молчит наука: 9 мифов о Джеймсе Куке Молчит наука: 9 мифов о Джеймсе Куке

Первооткрыватель Австралии и Новой Зеландии, оружие и обед туземцев

Вокруг света
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Сергей Вялов: «Прибегать к Сергей Вялов: «Прибегать к

Нужно ли чистить печень? Отвечает врач гепатолог-гастроэнтеролог

Здоровье
У кредитов бизнесу отказали тормоза У кредитов бизнесу отказали тормоза

Высокая ставка не останавливает корпоративное кредитование

Монокль
Сон в кровавую ночь Сон в кровавую ночь

Краткая история «Кошмара на улице Вязов» в 20 пунктах

Weekend
Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей

Глава из книги Джонатана Сакса — о культуре отмены и самосуде

Psychologies
Это у нас общее Это у нас общее

Дамы и господа, бронируем молодость — на годы!

Собака.ru
Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили

Почему Nissan в нулевые как проклятый пахал именно над электромобилем Leaf?

ТехИнсайдер
Время тает Время тает

Ледники, которые стоит лично увидеть, пока они еще не покинули этот мир

Men Today
Умирающая хромосома Умирающая хромосома

Y-хромосома — cамая маленькая в человеческом геноме, она продолжает уменьшаться

ТехИнсайдер
Мое тело: совершенствование VS принятие Мое тело: совершенствование VS принятие

Можно ли найти гармонию с собственным телом, если мы им недовольны?

Psychologies
Уже не игрушка Уже не игрушка

Как открыть творческий бизнес и продавать свои изделия

Лиза
Как не стать зависимым от гаджетов: 4 эффективных способа Как не стать зависимым от гаджетов: 4 эффективных способа

Как контролировать использование гаджетов и не попасть в зависимость от них?

ТехИнсайдер
Игорь Цвирко и Кристина Кретова: «Стекла в пуантах – это глупость» Игорь Цвирко и Кристина Кретова: «Стекла в пуантах – это глупость»

Солистка Большого Кристина Кретова и премьер Игорь Цвирко ведут друг друга

VOICE
«Шугар», «Заговор сестер Гарви», «Плохая обезьяна»: лучшие новые детективные сериалы «Шугар», «Заговор сестер Гарви», «Плохая обезьяна»: лучшие новые детективные сериалы

Новые детективы, которые невозможно выключить, не узнав, кто же убийца

Forbes
Чужая территория: что учесть при выходе на рынок Азии Чужая территория: что учесть при выходе на рынок Азии

Особенности азиатского рынка, его тренды и возможности

Inc.
Заводские настройки Заводские настройки

Заводские настройки фэшн-индустрии

Grazia
Кочегар Кочегар

История Прохора, который трудится в необычной кочегарне

Знание – сила
Открыть в приложении