Местечки, оставшиеся в воспоминаниях
Когда произносят «местечко», так и хочется добавить «еврейское». Сращение понятия и эпитета произошло в конце XVIII века, когда после череды разделов Польши значительная часть еврейских поселений оказалась частью Российской империи. С того времени прошло чуть больше 200 лет, и найти на карте «классические» местечки, которые сохранили уклад и колорит традиционной жизни, уже нельзя, их история закончилась. Но увидеть, как и чем они жили, можно на основной экспозиции Еврейского музея и центра толерантности. Причём не только увидеть, но и услышать, прикоснуться, ощутить.
«Город маленьких людей, куда я ввожу тебя, друг читатель, находится в самой середине благословенной “черты”. Евреев туда натолкали — теснее некуда, как сельдей в бочку, и наказали плодиться и множиться. <...> Забитый в уголок, в самую глушь, отрешённый от всего окружающего мира, сиротливо стоит этот город, заворожён, заколдован и погружён в себя, словно никакого касательства к нему не имеет весь этот тарарам с его кутерьмой, суетой, сумятицей, кипением страстей, стремлением подавить один другого и всеми прочими милыми вещами, которые люди удосужились создать, придумав для них всякие названия, вроде “культура”, “прогресс”, “цивилизация” и другие красивые слова, перед которыми порядочный человек с величайшим благоговением снимает шапку». Шолом-Алейхем, «Город маленьких людей»
Начало
Первые местечки стали появляться в Польше, куда к середине XVI века переселилась значительная часть евреев всего мира. В сельскую местность привлекали людей для подъёма ремесла и торговли, а евреи стремились туда, под покровительство местных землевладельцев. Так появлялись небольшие поселения, штетлы («городок» на идиш). Тульчин, Бердичев, Любавичи, Мир, Воложин — все эти