«Невыносимая легкость бытия»: как Милан Кундера выбрал уединение и чистую литературу
12 июля на 95-м году жизни умер чешский и французский писатель Милан Кундера, наиболее известный по романам «Шутка» и «Невыносимая легкость бытия». Историк литературы Михаил Эдельштейн объясняет, как Кундера, переживший все ключевые события XX века, в последние несколько десятилетий отказался от общественной жизни и полностью посвятил себя литературе.
Милан Кундера часто повторял, что писателю не нужна биография: «Художник должен оставить после себя такое впечатление, словно он вообще не жил. Его частная жизнь не принадлежит публике». Последние десятилетия Кундера действительно провел в уединении, закрыв свой мир от посторонних глаз и практически не давая интервью. Однако первая половина его жизни полна если не приключений, то ярких событий, впрочем, типичных для восточноевропейского интеллектуала его поколения.
Кундере было 10 лет, когда Гитлер оккупировал Чехословакию. После изгнания немцев он вступил в компартию, но в 1950 году был исключен из нее из-за неосторожной фразы в личном письме. К счастью, более серьезных последствий это не имело, а вскоре наступила оттепель, и Кундеру в партии восстановили.
В 1967-м он стал одной из самых заметных фигур на IV съезде чехословацких писателей, фактически давшем старт событиям «Пражской весны» (попытка либерализации и реформ в Чехословакии в 1968 году, которая закончилась вводов советских танков в Прагу — Forbes Life). В аналитической справке КГБ СССР того времени он назван одним из идеологов «реакционного ядра» писательского союза. Разумеется, после ввода в Чехословакию советских войск Кундеру перестали печатать, а в 1970 году вновь исключили из партии. Пять лет спустя он эмигрировал и поселился во Франции. В 1979 году Кундера был лишен гражданства Чехословакии, а в 1981-м стал французским гражданином.