«Девкам замуж не ходить»
Царь Пётр I был откровенным прагматиком. Соответственно относился он и к церкви, которую за период своего правления превратил в часть государственного аппарата. Во главе её вместо патриарха был поставлен Синод, ставший своеобразным «министерством по делам церкви» под контролем правительственного чиновника — обер-прокурора.
В рамках петровских преобразований монахов приписали к определённым монастырям, белое же духовенство было «переформатировано» в замкнутое сословие. Число священников значительно сокращено, оставшиеся при сане переведены на казённое жалование и обременены дополнительными обязанностями, в том числе доносить «куда следует» информацию о государственных преступлениях (понятие, стремительно расширявшееся в Петровскую эпоху), полученную на исповеди.
Неудивительно, что простой народ, немалой частью своей критически отнёсшийся ещё к никоновским реформам и гонениям на старообрядцев, всё более утрачивал доверие к этой официальной структуре. Одним из следствий стало появление немалого количества учений, относимых исследователями к «народному христианству» — попытке выстроить новые отношения между Создателем и его творениями с весьма своеобразной догматикой, обрядовостью и молитвенными практиками.
«Проповедуют Христа, аки бы истинного»
Яркий пример такого «живого творчества масс» в XVIII веке — движение, именуемое в официальных документах «христовщиной» или «хлыстовщиной». Известный церковный деятель и писатель Дмитрий Ростовский писал о нём: «…обретается некий мужик, его же зовут Христом и яко Христа почитают; а кланяются ему без крестного знамения. Пристанище того Христа в селе, зовомом Павлов Перевоз, на реке Оке, за Нижним городом 60 верст. Сказуют того лжехриста родом были Турченина; а водит с собой девицу красноличну, и зовет ю материю себе, а верующие в него зовут ю богородицею… Имать же той лжехристос и апостолов 12 иже ходящее по селам и деревням проповедуют Христа, аки бы истинного, простым мужикам и бабам; и кого прельстят, приводят к нему на поклонение. Той толк, глаголемый христовщина, аще и хулит церковь божию, обаче в церковь входити и к кресту прикладываться и к иерейскому благословению приходити не возбраняет».
При императрице Анне «гнездо» ереси было обнаружено аж в Первопрестольной, причём не где-нибудь, а в перворазрядных монастырях. Гонения на «христов», как водится, увеличивали их популярность, придавали новой вере и её адептам ореол мученичества. Распространяясь по деревням, она неизбежно дробилась на «толки». Одним из них становится во второй половине XVIII века скопчество.
Трудно сказать, кому первому пришла в голову идея победить врага рода человеческого столь простым способом, как самооскопление его потенциальных жертв. Зато можно достаточно точно установить, когда состоялось по этому поводу первое следствие, завершившееся некоей квазисудебной процедурой, своего рода «первым скопческим процессом». Произошло это в царствование Екатерины II, в 1772 году в Орловской губернии.
25 апреля священник села Никольское Пётр Тимофеев подал в Орловское духовное правление (уездное административное и судебное учреждение, подчинявшееся местному правящему архиерею и духовной консистории) доношение, согласно которому его прихожанка, жена однодворца Дарья Степановна Маслова, во время исполнения мирских треб в её доме сообщила ему, что три однодворца той же деревни «неизвестно для чего или, может быть, по какой-либо ереси сами себя оскопили».