Безрукая красота
Исследователи античного искусства ведут долгий и бескомпромиссный спор о том, что могла держать в руках Венера Милосская. Наиболее популярные версии: веретено и зеркало. Увы, руки богини едва ли когда-нибудь будут найдены, но даже и без них Венера с острова Милос остаётся одним из самых известных произведений античных скульпторов.
От крестьянина до короля
Начало XIX века — пик интереса к новой науке, археологии и к античному искусству. И как раз в то время, точнее 8 апреля 1820 года, некий греческий крестьянин по имени Йоргас, мирно трудившийся на острове Милос, наткнулся на статую Афродиты. В буквальном смысле наткнулся. Он пахал землю, его заступ ударился о камень, а камень оказался не простой — это была статуя!
Разбитую на две части скульптуру извлекали из земли почти месяц. Вытащили сначала безрукий торс, затем нижнюю часть с изрядно обшарпанными, но уцелевшими ногами. Предпринимались ли попытки найти руки? В будущем они станут более или менее регулярными, а тогда, в 1820-м, похоже, что нет. Об истории находки мы вообще знаем очень мало, а рассказ о ней был впервые опубликован лишь в 70-е годы XIX века, то есть через пятьдесят лет после того, как Йоргас Кентротас наткнулся на статую.
Точно известны три вещи. Во-первых, задолго до Йоргаса, ещё во времена Древней Греции, на месте, где в XIX веке раскинулась пашня, находился стадион. Тут жители античного Милоса состязались в беге, прыжках и метании, делали они это, как положено, под пристальным взором богов, так что статуям богов-олимпийцев было там самое место. Во-вторых, о находке каким-то образом узнал французский морской офицер Оливье Вутье, который зарисовал скульптуру, отправил рисунок во французское консульство в Константинополе и предложил дипломатам купить Афродиту у Йоргаса. В-третьих, Йоргас, Вутье и французские дипломаты едва ли догадывались, что нашли мировой шедевр, который позже будет будоражить умы писателей,