«Новый Шалом» в Москве и внутренний исход. Интервью с режиссерами Олегом Липовецким и Петром Шерешевским
В октябре 2021 года режиссер Олег Липовецкий стал художественным руководителем еврейского театра «Шалом», здание которого много лет находится на ремонте. В конце апреля в театре состоялась первая премьера — спектакль «Исход» по пьесе Полины Бородиной, поставленный Петром Шерешевским, главным режиссером Камерного театра Малыщицкого в Санкт-Петербурге. Пока историческое здание на Варшавском шоссе по-прежнему ремонтируется, спектакли идут на Симоновской сцене Вахтанговского театра. «Сноб» поговорил с Олегом Липовецким о его планах по развитию театра и с Петром Шерешевским — о новом спектакле.
Театр «Шалом» основан на базе Московского еврейского драматического ансамбля в 1988 году, первый худрук театр Александр Левенбук ставил спектакли преимущественно на еврейские темы, поднимал проблемы гонения на евреев, тем не менее постановки были рассчитаны на зрителей всех национальностей. Театр успешно гастролировал по России и за рубежом, в 2016 году был принят в Международный институт театра при ЮНЕСКО, выступающий в защиту культурного самовыражения. В 2013 году в здании на Варшавском шоссе начался ремонт; театр планирует открыться в 2022 году.Вы выпустили первую премьеру, но здание театра пока закрыто. Когда будет открытие и что планируете устроить по этому поводу?Олег Липовецкий: Мы надеемся, что откроем театр в сентябре. «Шалом» ремонтируют уже восемь лет, хотя по документам он был сдан в 2016 году. Хорошо, что у нас есть такие друзья, как Театр Вахтангова, и что его директор Кирилл Крок дал нам возможность играть на Симоновской сцене.
Что будет на открытии, пока не знаю. Есть несколько идей. Можно сделать документальную пьесу об истории театра, но не хочется плестись в хвосте у знаменитых театров, которые такое уже делали, мы их все равно не переплюнем.
Может быть, устроим вечер антисемитизма, пошутим над собой и над антисемитами так, как это умеют делать евреи. Есть еще пара идей, но о них пока рано говорить. В любом случае мы выберем вариант, который наиболее точно ответит на вопрос: «Что такое новый "Шалом"?»
Каким вы видите будущий репертуар театра? Останутся какие-то старые спектакли?
Олег Липовецкий: Одна из главных моих задач — сделать принципиально новый репертуар. Я вижу его примерно в таких пропорциях: 30–40% — классика, 30–40% — современная драматургия, остальное — театр для детей и подростков и немножко эксперимента. Мы провели переговоры с такими режиссерами, как Семен Александровский, Полина Кардымон, Галина Зальцман, Роман Каганович, Сойжин Жамбалова, Елизавета Бондарь. Сейчас очень непросто строить планы — в связи с актуальной повесткой, но, как сказал Соломон, все проходит, и это пройдет. Театр не может обойтись без современной драматургии: кто, если не мы, будет вспахивать землю, на которой вырастут цветы?
А что вы сами будете ставить?
Олег Липовецкий: Я слишком занят, строю театр на руинах. Вначале еще надеялся сразу заняться творчеством, но в реальности здесь можно репетировать, а в туалет сходить некуда. Мне нужно создать условия для того, чтобы артистам было комфортно и театр мог полноценно работать. Поэтому пока ставят другие режиссеры, а я занимаюсь художественной политикой и унитазами. Когда приступлю к собственным репетициям, совершенно неясно. Но когда-нибудь это точно случится. И я выберу то, что «уравновесит» репертуар. Может быть, возьмусь за Экклезиаста, за тексты из Торы или, наоборот, за что-то очень современное.