«Белый медведь»: фарфоровая пластинка
Особой популярностью среди посетителей выставки «Образы Севера», открывшейся в Государственном музее истории Петербурга (в рамках проекта «Норникеля» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха»), пользуется витрина с фарфоровыми скульптурами белых медведей.
«Белый медведь» был одним из главных героев анималистического жанра в искусстве Императорского фарфорового завода в Петербурге с начала ХХ века. К первым произведениям относится ваза «Белые медведи» (1906) художницы Анны Зонне, изобразившей с помощью техники резного рельефа и подглазурной росписи спокойно идущих животных. Динамичная игра двух зверей представлена в пластической композиции Василия Кузнецова «Борющиеся белые медведи» (1914). Среди других ранних работ выделяются отдыхающие на льдине скульптурные «Белые медведи» (1916), словно выхваченные Августом Тимусом из самой дикой природы Севера.
В послереволюционный период на переименованном Ленинградском фарфоровом заводе предпочтение изображениям животных отдавал талантливый художник и скульптор Иван Ризнич, страстно увлекавшийся охотой и кинологией. Так, его роспись вазы «Арктическая фауна» (1927) представляет полярных медведей в их естественной среде обитания. В 1930-х годах Зигрид Кульбах исполнила две шахматные фигуры в виде белых медведей: король и королева из партии белых. В то же время популярные образы зверей обобщал в своей пластике и Василий Блохин, добиваясь в обтекаемых формах свойственной материалу прикладной декоративности.