Что ждет авторынок в новом году

ДеньгиАвто

В надежде на второе дыхание

Что ждет авторынок в новом году

Текст Георгий Алексеев. Фото Рамиль Ситдиков / РИА Новости, Глеб Щелкунов

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

В уходящем году беспрецедентно острый дефицит новых автомобилей развернул российский автомобильный рынок в самое острое пике за последние десятилетия. Смогут ли в новом 2023 году продажи новых машин обрести второе дыхание благодаря наращиванию поставок со стороны китайских компаний, развитию схем параллельного импорта и, наконец, запуску собственных производственных проектов?

Самым сложным периодом со времен распада СССР стал для российского автомобильного рынка уходящий год. По предварительным данным, в 2022 году падение продаж новых легковых автомобилей превысит беспрецедентные 60%: если, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2021 году в общей сложности в РФ было продано 1,66 млн автомобилей, то в этом году рынок недосчитается почти 1 млн автомобилей, опустившись до уровня 700 тыс. проданных авто.

Из-за санкций российский авторынок разделился на три основные категории участников. Первый тип — это компании, которые громко хлопнули дверью или по-тихому, но официально ушли из РФ. К ним относятся такие автомобильные бренды, как Renault, Nissan, Volvo, Mercedes-Benz, Toyota. Второй тип — компании, занявшие выжидательную позицию. С одной стороны, они официально приостановили поставки новых машин в страну, но при этом не сделали официальных заявлений об уходе, предпочитая не губить выгодный для них в России бизнес. К таким игрокам на рынке, в частности, относятся корейские марки (Hyundai, Kia), а также ряд европейских и японских брендов (Skoda, Volkswagen, BMW, Citroen, Peugeot, Subaru, Mitsubishi).

Наконец, третий тип — это те автопроизводители, которые продолжают официальные продажи новых легковых автомобилей в России. Увы, этот список не назовешь длинным. Кроме традиционных отечественных автопроизводителей — АвтоВАЗа, ГАЗа, УАЗа — в него входит «большая китайская тройка» (Chery, Geely, Haval), а также занимающие более осторожную позицию в отношении России JАС, FAW, Dongfeng, Changan, GAC и другие.

Если в начале 2022 года в России официально продавались новые легковые автомобили более 50 брендов, то к концу текущего года их осталось не более полутора десятка. «В 2022 году российский автомобильный рынок кардинально изменился: по сути, ассортимент новых авто сократился до моделей отечественных, корейских и китайских брендов»,— констатирует Денис Мигаль, руководитель автодилера Fresh Auto. Из-за дефицита новых иномарок, на его взгляд, продажи новых автомобилей к концу 2022 года могут снизиться на 60%. При этом сложившаяся ситуация выгодно отражается на оставшихся в РФ производителях. Например, доля АвтоВАЗа в ноябре текущего года достигла рекордных 42%, такого результата бренд не достигал с 2005 года. Растут и объемы продаж китайских авто: по состоянию на середину ноября они заняли 31,2% от всей реализации в сегменте новых авто, потеснив при этом корейский автопром — 12,7% объемов рынка. «Логично предположить, что по итогам года расстановка сил будет аналогичная, учитывая, что предновогодних распродаж сейчас не ожидается»,— считает эксперт.

Продажи новых автомобилей в России (тыс. шт.)

Источники: АЕБ, данные «Денег».

Параллельные миры

Но все же под гнетом сложной внешней геополитической обстановки российский автомобильный рынок не думает останавливаться. Как говорится, больной хоть находится и в тяжелом состоянии, но еще жив и дышит. Своеобразной отдушиной для участников рынка можно назвать такое пока еще новое явление, как поставки автомобилей в РФ по параллельному импорту. По данным аналитического агентства «Автостат», если еще летом ввоз машин по таким схемам исчислялся сотнями в месяц, то к концу осени речь шла о десятках тысяч машин, ввозимых независимыми компаниями без официального уведомления автопроизводителей. Например, только автодилер «Ключавто» недавно официально заявил, что завез в РФ в этом году по новой схеме порядка 4 тыс. новых машин. Вместо автопроизводителя гарантию на такие машины дает сам автодилер. «Поставки параллельным импортом позволяют предложить клиентам широкий ассортимент новых автомобилей любимых брендов,— поясняет Юлия Овчинникова, директор по развитию автохолдинга „Ключавто“.— Для потребителя — это доступность и разнообразие предложения на рынке, для автосалона — возможность формировать ассортимент самостоятельно, в том числе пополняя его моделями, которых ранее не было в России. При этом гарантийные обязательства также действительны: в частности, наш автохолдинг предоставляет двухлетнюю гарантию группы компаний на все автомобили, поставляемые параллельным импортом».

Самая распространенная цепочка поставок машин по схеме параллельного импорта включает в себя такие страны, как Германия, Южная Корея, Объединенные Арабские Эмираты, Китай. По-прежнему ввозят новые машины из стран ближнего зарубежья, таких как Казахстан, Армения, Узбекистан. Помимо этого все чаще встречаются и экзотические маршруты: некоторые машины, например, везут из Индонезии и даже из Мексики и Чили. Даже с таким большим логистическим плечом, с учетом нынешнего взвинченного уровня цен на машины цена таких моделей в РФ может быть весьма привлекательной. Например, поставляемая из Индонезии модель Toyota Rush сегодня предлагается рядом дилеров за 2,2 млн руб. И это при том, что машина имеет рамную конструкцию и может вмещать до семи человек. Правда, она комплектуется скромным двигателем с рабочим объемом 1,5 л мощностью 104 л. с. и устаревшей четырехступенчатой автоматической коробкой передач. Ну и совсем необычно, что у Rush из Индонезии не полный и не передний, а постоянный задний привод. «Возможности крупных игроков рынка, таких как наша компания, позволяют наладить поставку больших партий автомобилей через параллельный импорт,— рассказывает Алексей Стариков, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей автодилера „Авилон“.— Таким

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алексей Турчин: «В этом веке решится судьба человечества» Алексей Турчин: «В этом веке решится судьба человечества»

Развитие искусственного интеллекта сделает нас бессмертными либо убьет

РБК
Ход слоном Ход слоном

Почему та или иная страна становится передовой, а потом вдруг отстающей?

ТехИнсайдер
Откройте рот Откройте рот

Елена Кухта мотивирует своих клиентов почаще улыбаться

Playboy
Как научиться принимать комплименты Как научиться принимать комплименты

Почему бывает трудно принимать комплименты и как с этим справиться

Inc.
Тайлер Грегори Оконма Тайлер Грегори Оконма

Правила жизни репера Tyler, the Creator

Esquire
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2

Какими были отношения США и России накануне войны между Севером и Югом

Наука и техника
Лидеры немного замедлились Лидеры немного замедлились

Топ-25 игроков увеличили выпуск комбикормов на 2,8%

Агроинвестор
Золотые гривы Золотые гривы

Как в Ивашкове появилось ранчо с золотогривыми лошадьми

Отдых в России
Почему взрослые дети не уважают зрелых родителей: мнение и советы психоаналитика Почему взрослые дети не уважают зрелых родителей: мнение и советы психоаналитика

Почему мы считаем родительские убеждения устаревшими и обесцениваем их опыт

Psychologies
«Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией «Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией

История суперзвезды рубежа XIX-го и XX веков Сары Бернар

Forbes
Еда с повышенным содержанием расходов Еда с повышенным содержанием расходов

Что толкает цены на продовольствие вверх

Эксперт
Прививка от аллергии АСИТ — как она работает? Прививка от аллергии АСИТ — как она работает?

Вместо того чтобы смягчать симптомы аллергии, можно устранить причину

СНОБ
Чёрная дыра по соседству? Чёрная дыра по соседству?

Может ли в центре Млечного Пути находится еще одна сверхмассивная чёрная дыра?

Наука и жизнь
Звезды манящие Звезды манящие

Ослепительная вспышка, которой уже некого слепить, миг неуловимый

Знание – сила
Алексей Гореславский: Контент не кирпич, который просто лежит на платформе Алексей Гореславский: Контент не кирпич, который просто лежит на платформе

ИРИ – организация, которая поддерживает производство онлайн-контента

Ведомости
Поднять ставки Поднять ставки

Высокие проценты по вкладам в банке: в чем подвох

Лиза
Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое» Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое»

Актриса Мария Мацель — о том, как снимаются фильмы-сны

Ведомости
Биология на рубеже веков, или Сто лет тому вперед Биология на рубеже веков, или Сто лет тому вперед

Биология в 1900-х годах по темпам своего развития ничуть не отставала от физики

Знание – сила
Древние города Древние города

Что посмотреть в поселениях России, которым более тысячи лет

Лиза
Искоренить фальсификат Искоренить фальсификат

Методики проверки, испытаний, идентификации продукции нужно совершенствовать

Агроинвестор
Раскрывая тайны Древнего Египта Раскрывая тайны Древнего Египта

СПбГУ уже 140 лет готовит уникальных специалистов — египтологов

Санкт-Петербургский университет
Монеты в восточной пыли Монеты в восточной пыли

Важным источником наших знаний об античной истории являются монеты

Знание – сила
Развитие вместо красивых отчетов Развитие вместо красивых отчетов

Как Intelligence Top 100: Global NOC & IOC отражает работу нефтегазовых компаний

Эксперт
Довести промышленность до автоматизма Довести промышленность до автоматизма

Каким образом будет формироваться внутренний спрос на роботизацию в России

Монокль
Сошедший с орбиты Сошедший с орбиты

Как австралийцы изобрели «орбитальный» двигатель внутреннего сгорания

Наука и жизнь
W с книгой W с книгой

Книги о творческих лабораториях театра, полицейских батальонах и кинопрозе

Weekend
Деньги или дружба? Деньги или дружба?

Подруга занимает деньги и не отдает. Как вернуть долг и сохранить отношения?

Лиза
Зажигаем звезды Зажигаем звезды

Подборка историй о людях, которые двигают прогресс небывалым

ТехИнсайдер
Растениеводы в поисках маржи Растениеводы в поисках маржи

На чем смогут заработать аграрии в 2025 году

Агроинвестор
Новый поход ветеранов Троянской войны Новый поход ветеранов Троянской войны

Филистимляне и троянцы против египетских фараонов

Знание – сила
Открыть в приложении