Прямо в сердце: как шутер-блокбастер про роботов в СССР Atomic Heart покоряет мир
Игра Atomic Heart стартовала 21 февраля и сразу возглавила мировой чарт онлайн-площадки Steam — красноречивый показатель того, как ждали геймеры этого релиза. Ее продвигает звезда сериала «Сверхъестественное» Дженсен Эклс, а реклама Atomic Heart появилась в самом сердце Нью-Йорка — на Таймс-сквер. «Долгострой» российско-кипрской студии Mundfish быстро вышел за пределы чисто игровой индустрии. Forbes разбирался, почему Atomic Heart — это веха в истории российского геймдева.
Где-то в горах Казахстана
Atomic Heart, шутер с элементами иммерсивной симуляции, студия Mundfish анонсировала в мае 2018 года. С тех пор она разрабатывала его еще пять лет. 21 февраля 2023 года игра появилась на популярной во всем мире игровой платформе Steam и на консолях. В России, где Atomic Heart вышла только на ПК, эксклюзивным дистрибьютором игры стал VK Play. Во всем остальном мире игру распространяет французская компания Focus Entertainment.
Действие игры происходит в 1955 году в альтернативной реальности, где СССР не просто преуспел, а сделал колоссальный скачок в развитии технологий. Страна вышла на массовое производство роботов, обслуживающих население. Главный герой — майор КГБ Сергей Нечаев по прозвищу П-3 — должен разобраться в причинах потери связи с засекреченным Предприятием № 3826 в горах Казахской ССР, где производятся андроиды, и расследует бунт роботов, которые захватили завод.
Atomic Heart — один из крупнейших мировых релизов этого года и самый успешный для издателя Focus Interactive, отмечает игровой и технологический эксперт, руководитель Gamemag.ru Александр Логинов. Примечательно, что для студии Mundfish это первая игра, хотя в ней работает много ветеранов игровой индустрии, добавляет он.
Можно по пальцам одной руки пересчитать ААА-игры («трипл-эй» — неформальный термин, обозначающий класс высокобюджетных компьютерных игр), выпущенные разработчиками из России, поясняет независимый эксперт в области видеоигр Александр Кузьменко. Подобные продукты выходили в стране в 2000-х: проекты Allods или «Ил-2: Штурмовик» широко известны за пределами России, но в основном национальный рынок до этого оставался нишевым, добавляет он.
Шумовой эффект
Создатели игры хорошо поработали над тем, чтобы проект заметили даже непосвященные в секреты игровой индустрии люди и говорили о нем много, признают специалисты. Еще задолго до момента выхода авторы сумели сделать несколько громких партнерских проектов.
К примеру, в январе в ходе презентации на крупнейшей выставке электроники Consumer Electronics Show 2023 в Лас-Вегасе вышел эксклюзивный трейлер Atomic Heart в коллаборации с разработчиком популярных видеокарт Nvidia. В ролике, демонстрирующем геймплей, представители Nvidia, которые сами вышли на Mundfish с предложением о сотрудничестве в 2018 году, продемонстрировали возможности графики на максимальных настройках с трассировкой лучей. «Или с популярным подписочным сервисом Xbox Gamepass от Microsoft, где они включены в «основной список хитов» и, по сути, должны двигать весь главный список подписок марта», — приводит другой пример удачной коллаборации Кузьменко. Так, инженеры Nvidia помогали разработчикам и словом, и делом: помимо консультаций предоставили «железо», доступ к специальной версии движка Unreal Engine 4 и инструменты для имплементации.
Бурная маркетинговая активность продолжилась и в России. Так, московский «Спартак» представил афишу к матчу против «Локомотива» на мотив Atomic Heart, а материалы с участием солистки Большого театра балерины Аниты Пудиковой, «исполнившей» в игре роль телохранителей, близняшек-андроидов, появились сразу в нескольких медиа. Игра наделала шума, но говорить о ее популярности преждевременно, полагает независимый эксперт, один из создателей World of Tanks Вячеслав Макаров: это можно обсуждать, если через три-четыре года в Atomic Heart все еще будут играть и будут появляться обновления. С точки зрения продаж Atomic Heart выглядит успешным продуктом, считает Макаров, однако, не зная объема финансирования и условий дистрибуции, говорить наверняка нельзя, подчеркивает он.
Эстетика серпа и молота
Советские мотивы в игровой индустрии — не новшество. «Есть множество игр, использующих советскую эстетику — она цельная и обладает ярким антуражем, который аудитория готова обсуждать», — поясняет Вячеслав Макаров. Впрочем, эстетика Atomic Heart, по его мнению, скорее ретро, чем в чистом виде советская, а высказывание можно расценить и вовсе как антисоветское. «Atomic Heart — хороший проект, который зайдет всем, кто знает, что такое серп и молот и песня «Комарово», или же смотрел мультфильмы про пионеров в 1980-х», — рассуждает Александр Кузьменко.