Каско ограниченного действия
Как сэкономить на автостраховании
Несмотря на рост цен на автомобили и запчасти к ним, средняя цена добровольного автострахования в прошлом году упала. Причина — рост популярности «усеченных» программ каско с ограниченным набором рисков или франшизами.
Что почем
Российский рынок автострахования в прошлом году активно рос. По данным Банка России, темпы прироста взносов по ОСАГО составили 18,8%. Это произошло за счет подорожания запчастей, которое привело к повышению стоимости страховой защиты, прежде всего для страхователей с наибольшими индивидуальными рисками. Среднегодовая страховая премия по ОСАГО при этом тоже выросла значительно — с 6,9 тыс. до 7,9 тыс. руб. (+14,5%).
Объем взносов по страхованию автокаско в 2023 году вырос еще сильнее, на 21,4%, за счет расширения спроса на автокаско со стороны физических лиц: число полисов, проданных гражданам, выросло более чем на треть.
По мнению начальника управления добровольного автострахования «Росгосстраха» Елены Федоровой, с учетом тенденций роста автопарка, увеличения числа аварий в 2023 году (на 4,5%) и роста стоимости запчастей спрос на автокаско в этом году будет сохраняться и, возможно, даже увеличится.
«Структурная трансформация рынка находится в завершающей стадии, российские и китайские автомобили смогли обеспечить замену уходящих брендов»,— отмечает директор департамента продаж розничного бизнеса «Ингосстраха» Денис Морозов. По его словам, несмотря на высокие ставки фондирования, спрос на приобретение новых и подержанных автомобилей сохраняется, а учитывая вероятное снижение ключевой ставки ЦБ во втором полугодии 2024 года, можно ожидать сохранения позитивной динамики авторынка. И, соответственно, роста сбора премий по автокаско для физических лиц в 2024 году на 10–15%.
По прогнозу Страхового дома ВСК, рынок автокаско физических лиц в 2024 году вырастет на 8–10%. С одной стороны, этому будет способствовать позитивный темп прироста новых ТС, с другой — инфляционный рост цен автозапчастей и в целом ремонта автомобилей на СТО, что отразится и на цене страховки.
В отличие от ОСАГО, в сегменте каско средняя премия по страховым продуктам в прошлом году не увеличилась, а довольно резко, на 17,8%, упала (до 30,4 тыс. руб.), и это несмотря на рост цен запчастей и, соответственно, объема страховых выплат (+6,5%). В Центробанке связывают это с тем, что стало больше (в процентном соотношении) застрахованных подержанных автомобилей — в связи с повышением ценности автомобилей для собственников на фоне ограниченного предложения, а также подорожания машин и роста цен их восстановительного ремонта. В этом сегменте были популярны недорогие программы автострахования с ограниченным набором рисков и договоры с франшизами.
В результате усиления спроса на автокаско увеличился уровень проникновения этого вида страхования: по итогам 2023 года у каждого шестого автовладельца, чья ответственность была застрахована по ОСАГО, автомобиль был застрахован также по каско, тогда как годом ранее соотношение добровольного полиса к обязательному было 1:8. «Ожидаем, что в б/у сегменте проникновение страховых продуктов вырастет еще сильнее, в том числе за счет развития и увеличения линейки эконом и продуктов с франшизой»,— прогнозирует директор по связям с общественностью ВСК Иван Пучков.
«Цена договора в среднем выросла в 2022 году по отношению к 2021-му, а в 2023-м премия стала снижаться в связи с преодолением острого дефицита запчастей, возникшего в 2022 году, и в результате этого — замедлением быстрого роста их стоимости»,— считает вице-президент по автострахованию «Ренессанс Страхования» Сергей Демидов. Если новых логистических проблем не будет или резких колебаний курса не произойдет, то цена на каско, на его взгляд, будет в этом году относительно стабильна.
По словам Елены Федоровой, в связи с высокой конкуренцией на рынке автострахования компании принимают разные меры для привлечения клиентов: предлагают скидки за переход из другой СК, акционные программы для определенных сегментов и т. д. В связи с этим средняя страховая премия по каско стала доступнее для клиентов. «В условиях жесткой конкурентной борьбы такая динамика будет сохраняться и в 2024 году, но в дальнейшем мы будем наблюдать обратный тренд»,— прогнозирует она.