«Цель любого экосистемного продукта — дать максимальную синергию банку»
Несколько лет назад банки оказались перед выбором — развиваться в жанре классического банковского бизнеса или осваивать новые небанковские ниши, выстраивая экосистемный бизнес. О том, какие направления перспективны, а какие — нет и как определить эффективность конкретного проекта, в интервью «Деньгам» рассказал вице-президент, директор департамента развития небанковских сервисов ПСБ Алексей Назаров.
— Несколько лет назад тема экосистемного бизнеса стала очень модной в финансовом секторе, хотя банки относились к ней по-разному. ПСБ решил развивать это направление, правда, назвав это «небанковскими сервисами». В чем идея?
— ПСБ — это прежде всего банк. А небанковские сервисы — это дополнение к нашей основной деятельности, которое дает клиентам максимум возможностей для реализации своих потребностей. То есть мы создаем клиентский продукт, который максимально сопряжен с классическими банковскими услугами — например, предоставление сервиса по страхованию рисков заемщика при получении ипотеки или автокредита. В центре внимания каждого продукта — синергия с банком. В таком ключе мы развиваем небанковские сервисы уже более двух лет.
— Сейчас в периметре ПСБ пять приоритетов развития небанковских сервисов. Вы этот перечень определили для себя сразу или он возник постепенно, в ответ на запросы клиентов?
— Изначально мы определили для себя три вектора — профессиональные услуги для B2B и B2C — это консалтинг и юридическая поддержка клиентов; второе — это оборонные инновации или воентех, появление этого направления обусловлено миссией ПСБ быть опорным банком для ОПК; третье — страхование. Конечно, эта структура со временем меняется вместе с запросами клиентов — еще два года назад мы не думали о финтех-направлении, куда входят цифровые финансовые активы, смарт-контракты, однако сегодня это один из наших приоритетов.
Еще один вектор, который нам кажется интересным,— государственно-частное партнерство. В периметре ПСБ уже существует и активно развивается практика по структурированию и реализации проектов в рамках ГЧП, в этом году мы планируем усилить это направление.
— Можно ли уже оценить влияние небанковского направления на рост и доходность основного бизнеса банка?
— Главный критерий — это синергия с банком. Второе важное условие — безубыточность направлений. В целом у компаний, входящих в периметр небанковских сервисов, синергия разная. Например, у S+Консалтинг есть проекты по сопровождению жилищного и инфраструктурного строительства на более чем 100 млрд руб. Мы помогаем тщательнее анализировать и проводить мониторинг строительных проектов через наш собственный ресурс — цифровую строительную платформу, которую запустили в этом году.
— В чем суть строительной платформы?
— Ее главная задача — объединить клиента, сюрвейера и банк в одном информационном пространстве, чтобы работа над проектом велась максимально прозрачно для всех участников.
Платформа позволяет повысить качество отчетности, автоматизировать процессы мониторинга, оптимизировать трудовые затраты. Если в цифрах, то скорость формирования отчетности повышается на 25%, то есть растет уровень сервиса для клиента и он быстрее достигает цели.