Вагончик тронется? Зачем России и Путину нужны скоростные магистрали
Руководство РЖД вновь заговорило о строительстве высокоскоростных железнодорожных магистралей. Нужны ли они нашей стране, и чем вызван интерес властей к этому проекту?
На днях снова обрела актуальность тема строительства в России высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ). Один из топ-менеджеров РАО «РЖД» Дмитрий Катцын пообещал, что ВСМ Москва — Нижний Новгород введут в эксплуатацию в 2024 году, а линию Москва — Санкт-Петербург — в 2026 году. Стоимость только последней ветки по самым приблизительным подсчетам составит 1,5 трлн рублей.
Во избежание путаницы следует сразу оговориться, что речь идет о постройке специализированных железнодорожных путей. Ныне действующие «Сапсан», «Стриж» и «Аллегро» представляют собой скоростные поезда, использующие обычные пути. Таким образом, в России высокоскоростных магистралей в полном смысле слова — таких, как TGV во Франции или «Синкансэн» в Японии — не существует.
Поезд ходит там, где есть пассажиры
Где сегодня строятся скоростные железные дороги? В самых больших странах мира, сопоставимых по площади с Россией — США, Канаде, Бразилии или Австралии — скоростные поезда не получили развития. В США имеется лишь одна линия между Бостоном и Вашингтоном, по которой ходят скоростные поезда Acela Express. Но это не специальная ветка, а стандартный рельсовый путь, — как и в случае нашего «Сапсана» — по которому курсируют и обычные поезда. При этом маршрут Acela Express проходит через Нью-Йорк, Филадельфию и Балтимор с общим населением 38 млн человек. В недавнем специальном исследовании о возможности прокладки ВСМ в Америке указывается важность фактора плотности населения: скоростные магистрали имеют смысл лишь тогда, когда они соединяют достаточно большие городские агломерации с экономически активным населением.
В современном мире ВСМ — достояние стран с высокой плотностью населения (и его достаточно высокой численностью), при этом сравнительно небольших по площади и экономически развитых. Первые высокоскоростные железные дороги были построены в Японии. Плотность населения там 336 человек на кв. км — в десять раз выше среднемировой. Более 126 миллионов человек (со среднедушевым ВВП более $44 000) проживают на территории чуть больше половины площади Украины. У других азиатских стран, развивающих этот транспорт, — Южной Кореи и Тайваня, — схожие показатели. В европейской стране с самой развитой сетью высокоскоростных дорог — Франции — плотность населения 103 человека на кв.км, население составляет 65 млн со среднедушевым ВВП на душу населения более $45 000, не