Чтобы спасти планету, вам придется покупать меньше вещей
Плохая новость: мы в глубоком экологическом кризисе, переработка одежды не помогает, а хлопок ничуть не лучше полиэстера. Хорошая: вы все еще можете на это повлиять.
Насколько модная индустрия вредна для окружающей среды, известно уже достаточно широко. Выбросы от производства одежды наносят природе больше вреда, чем авиаперелеты и морские путешествия, вместе взятые; по степени влияния модная индустрия уступает только нефтеперерабатывающей, а на текстильном производстве лежит вина за выброс 1,2 млрд тонн углекислого газа в атмосферу ежегодно; притом около 95 % выбрасываемых вещей (по данным Greenpeace) могли бы быть пригодны для дальнейшего использования или переработки.
Проблема прежде всего заключается в так называемой быстрой моде, гигантах вроде шведского H&M и испанского Inditex, сети Primark, которые получили широкую популярность именно за счет того, что предлагают актуально модные вещи по низким ценам. За последние несколько десятилетий, что они существуют, бренды масс-маркета сформировали культуру потребления, когда одежду покупают без лишних раздумий и завышенных ожиданий по поводу качества. Масс-маркет предлагает широчайший ассортимент, который обновляется едва ли не каждую неделю, новую вещь купить так же легко, как и чашку кофе (да и стоит она зачастую несильно дороже). Безграничный выбор – ключевой аспект стратегии брендов масс-маркета: так, Zara, например, производят около 450 млн вещей ежегодно; H&M – около 600 млн; статистику по менее прозрачным Primark найти сложнее. Из сотен миллионов вещей значительное количество остается – естественно – нераспроданным. Их участь проста: с 2013 года H&M сожгли более 60 тонн нераскупленной одежды. Справедливости ради стоит добавить, что совершенно новую одежду сжигают не только бренды масс-маркета: в 2018-м Burberry нажгли на стоимость $36,8 млн; с 2016-го по 2018-й Richemont (в концерн входят Cartier, Piaget, Baume & Mercier) уничтожили нераспроданные часы на $563 млн. Излишки ассортимента уничтожают также Louis Vuitton, Nike, Michael Kors и другие.
Оптимисты, впрочем, уверены, что положение вещей медленно, но верно меняется. Британский Vogue писал в апреле, что «в 2019-м модная индустрия наконец-то всерьез взглянула» на проблемы экологии и этики. Burberry, например, после волны общественного возмущения объявили, что откажутся от экологически вредной практики уничтожения вещей; над программами переработки материалов работают H&M; концерн LVMH запускает совместную с ЮНЕСКО инициативу по сокращению отходов от производства и энергозатрат. Все