Что украшения расскажут о нас и нашем собеседнике?
Как с помощью броши или кольца «прочитать» их владельца? Почему мы выбираем и носим то или иное украшение? Что кулон расскажет нам о своем хозяине? Психотерапевт Римма Ефимкина объединила тему украшений и психологии в одной книге.
Могут ли украшения быть эффективным инструментом диагностики бессознательных стратегий, скрытых потребностей и поиска ресурсов? Психолог Римма Ефимкина много лет увлечена созданием украшений. Она их собирает из разных «комплектующих» — какие-то покупает, какие-то находит сама. Ракушки, камешки… Все это в ее руках не только превращается в шедевры искусства, но и приобретает глубинный смысл, который она передает с помощью аксессуаров и распознает в купленных или заказанных украшениях.
У этих вещей кроме эстетической функции еще есть и духовная, считает Римма Ефимкина. С помощью бижутерии она расширила метод арт-терапии, добавив еще один мощный инструмент. Но вот объединить официально в одно целое психологию и украшения она смогла только недавно, написав книгу «Психология украшений» (Класс, 2019).
В книге много прикладных советов и рекомендаций для тех, кто сам любит собирать бижутерию. Но не меньше любопытного найдут и те, кто просто любит носить на себе красоту из камней и металла. И хочет с их помощью узнать что-то новое про себя и других. Как пишет автор, для нее место украшений в психологии «находится на перекрестье нескольких шкал».
Римма Ефимкина и в сборе украшений, и в психологическом консультировании опирается на базовые знания: пирамиду потребностей Маслоу, телесно-ориентированную терапию, аналитическую психологию Юнга, периодизацию психического развития и, наконец, арт-терапию. Каждому из инструментов автор книги дарит свое внимание. Мы остановимся на некоторых техниках.
Пирамида Маслоу на нашем теле
Американский психолог Абрахам Маслоу распределил потребности по мере их значимости и изобразил в виде пирамиды. Самый нижний ее уровень отражает базовые физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение. Выше находятся потребность в безопасности, стремление к любви и принадлежности к какой-либо общности, потребность в уважении. И наконец, последние три уровня: познавательный, эстетический и потребность в самоактуализации объединяют в понятие потребности в самовыражении.
По его теории, если у человека не удовлетворены потребности более низкого уровня, то он не думает о тех, что находящихся в иерархии выше. То есть нам не до саморазвития, если мы не чувствуем себя в безопасности или голодны. «Я считаю, что украшения в жизни человека отражают все семь ступеней его мотивационной сферы», — объясняет Римма Ефимкина.
1.Украшение — выживание. Первая ступень — физиологические потребности (голод, сон, жажда, инстинкт размножения). Украшения иногда спасали жизнь во времена войн и революций. Золотое кольцо можно было обменять на еду и получить шанс на выживание. Восточные женщины могут взять с собой только то, что на них надето, если муж объявил о разводе. Поэтому они носят так много украшений.