Что случилось с Zaycev.Net: история популярного музыкального сайта 2000-х, который теперь спасается от блокировок
Совладелец Артём Бигильдеев рассказал, как попытки работать легально закончились закрытием главной фишки сервиса — возможности загружать на сайт любую музыку.
В середине 2000-х Zaycev.Net был одним из главных музыкальных сервисов в рунете: сотни тысяч пользователей загружали и скачивали несколько миллионов треков.
Спустя 17 лет Zaycev.Net по-прежнему работает, но с марта 2021 года это только стриминговый сервис, на котором можно слушать музыку с рекламой или по подписке. Из-за проблем с правообладателями и угрозы блокировки команда закрыла загрузку музыки для пользователей и сократила фонотеку с 10 млн до 200 тысяч треков.
Совладелец Zaycev.Net Артём Бигильдеев рассказал vc.ru, как проект развивался и оказался в таком положении.
Кто развивает Zaycev.Net
Разработчику из Челябинска Артёму Бигильдееву 40 лет. С конца 90-х годов он занимался веб-разработкой и настройкой систем автоматизации производства в разных компаниях.
Первым его стартапом был городской сайт Челябинска — 74mail.ru, который он развивал вместе с партнёром. Параллельно он разрабатывал панель управления McHost.ru и подрабатывал разработчиком в проектах «Мир маек», Allsoch.ru и других.
С создателем сайта «Мир маек» и будущим партнёром по Zaycev.Net Евгением Трухиным Бигильдеев познакомился в 1999 году. Тот искал опытного разработчика для создания автокаталога.
Знакомый скинул ему мою «аську», так и познакомились. Я починил ему сайт за бутылку пива. Потом начали общаться и работать вместе. В 2000-е интернет был очень маленьким, и все молодые люди друг друга знали. Артём Бигильдеев директор по развитию Zaycev.Net
С тех пор они общались и сотрудничали по разным проектам. В 2005 году Евгений Трухин занялся развитием музыкального сайта Zaycev.Net и позвал в проект Бигильдеева как разработчика высоконагруженных систем.
Он отвечал за работу серверов, чтобы сайт выдерживал высокие нагрузки и не падал при скачивании файлов. Проект понемногу развивался, но его тогдашний владелец не верил в успех Zaycev.Net, вспоминает Артём Бигильдеев. Поэтому у них с Евгением Трухиным возникла идея выкупить домен zaycev.net.
На тот момент сайт существовал всего год, его аудитория была на уровне 40–50 тысяч человек в месяц. Владелец согласился на предложение Бигильдеева и Трухина.
Бигильдеев, Трухин и третий партнёр, который больше не имеет отношения к проекту и пожелал остаться анонимным, заплатили за домен $18 тысяч из собственных средств. В проект они вложились в равных долях и втроём стали его совладельцами.
Евгений Трухин, юрист по образованию, занимался сопровождением сделок и как опытный веб-мастер взял на себя поддержку Zaycev.Net. Артём Бигильдеев отвечал за серверы и обновление сайта, а третий партнёр продавал рекламу.
Первые годы Zaycev.Net
В 2005 году сайт состоял из админки для управления контентом и рекламой, личного кабинета, где пользователь мог загрузить файл, а также топ-100 песен, раздела с новинками и страниц треков.
После покупки новые владельцы провели редизайн: изменили логотип, вёрстку и добавили слоган «Зайцев нет, но есть MP3».
Для продвижения сайта Евгений Трухин зарегистрировал Zaycev.Net в «Рамблер топ-100». По словам Артёма Бигильдеева, тогда топ-100 «Рамблера» был точкой входа на рынок, потому что «Яндекс» и Google приносили меньше трафика.
Возможности поисковой оптимизации в то время ограничивались настройкой меты и тайтла, а также установкой на сайт счётчиков для попадания в рейтинги. После выполнения всех этих пунктов посещаемость стала быстро расти, вспоминает Бигильдеев.
В первый год численность аудитории выросла с 50 до 500 тысяч человек в сутки. По мере её роста увеличивались и расходы: на аренду серверов уходило до 300 тысяч рублей в месяц, а каналы на 10 гигабит обходились в 500 тысяч рублей в месяц — 50 тысяч за канал.
Проект продолжал расти, и владельцы Zaycev.Net решили, что им выгоднее купить своё оборудование. После нескольких лет поиска партнёров они остановились на дата-центре «Ростелекома», который поставлял им гигабитные каналы по 10 тысяч рублей за канал.
В середине 2000-х на Zaycev.Net преобладал пользовательский контент (UGC): посетители сами загружали музыку, Евгений Трухин лишь изредка добавлял популярные новинки. Партнёры хотели построить вокруг Zaycev.Net сообщество и запустили форум, который модерировал Артём Бигильдеев.
Фонотека Zaycev.Net быстро росла: в 2005 году она насчитывала около 600 тысяч треков, в 2007 — увеличилась до 1 млн, а в 2012 году достигла 3 млн.
Активные пользователи форума, как правило, и загружали треки. Вместе с ними мы проводили субботники, то есть убирали дубли треков. Они возникали, потому что для загрузки музыки у нас тогда было технически только одно ограничение — названия треков не должны совпадать один в один. Поэтому люди добавляли в название пробелы или слова из припева, чтобы именно их трек попал в наш топ-100. Артём Бигильдеев
Музыкальная библиотека подвергалась зачистке не только во время субботников, но и по жалобам правообладателей, чьи произведения нелегально использовались на сайте. Бигильдеев вспоминает, как им с матами писал представитель Сергея Шнурова и требовал удалить все его треки.
Команда Zaycev.Net всегда выполняла требования правообладателей, но не могла гарантировать, что удалённые треки не появятся на платформе снова: пользователи быстро обходили систему отслеживания треков, а на разработку более надёжной технологии не хватало ресурсов, признаётся совладелец сайта.
Зарубежные правообладатели, как правило, против того, чтобы пользователи загружали их треки на стриминговые площадки. Поэтому по их требованию Zaycev.Net пришлось заблокировать слушателям возможность скачивать 15% фонотеки, рассказывает Артём Бигильдеев.
Как построена монетизация Zaycev.Net
Долгое время основным источником выручки была реклама. Больше всего денег приносил формат rich media — плавающий баннер 400 х 300 в правом верхнем углу сайта, который оставался на месте при скроллинге и закрывался через крестик. На втором месте были обычные баннеры.
К рекламе Бигильдеев также относит продвижение треков. До 2014 года владельцы Zaycev.Net продавали места в топ-100. Размещение трека на второй и ниже позициях в течение недели обходилось заказчику в 100 тысяч рублей.
Первое место партнёры никогда не продавали. Например, промо для своих артистов у Zaycev.Net регулярно заказывал Black Star — лейбл рэпера Тимати и Павла Курьянова.
Бывало, что период платного размещения заканчивается, мы убираем трек с оплаченной позиции, а он остаётся на своем месте. Смотрим статистику — а он набирал обороты каждый день и органически поднялся на эту строчку. Тогда мы поняли, что промо в музыкальной индустрии — важная составляющая, но качество трека тоже имеет значение, потому что некоторые песни по окончании промо-периода вылетали из топа за час.