Финансовый пузырь или светлое будущее: есть ли коммерческий потенциал у NFT-искусства
Основательница школы Masters Полина Бондарева объясняет, почему продажа картины Beeple за $69 млн — одноразовый рекорд NFT-искусства, а не устойчивая рыночная тенденция
2021 год на арт-рынке начался с бума NFT-искусства — цифровых работ, уникальность которых подтверждается токенами на блокчейн-платформе. Появилось несколько крупных площадок, позволяющих выпускать собственные работы (Nifty Gateway, OpenSea, SuperRare) — сейчас их торговые обороты исчисляются миллионами долларов в месяц. В процесс включились звезды шоу-бизнеса разной величины: от Клэр Буше (Grimes) и Надежды Толоконниковой (Pussy Riot) до основателя Twitter Джека Дорси и блогера Ильи Варламова. Первые торги NFT-искусством прошли на аукционе Christie's, следующий на очереди — Sotheby's. На российских площадках тоже проходят торги — в апреле этого года на благотворительном аукционе фонда «Образ жизни» медиакартина российского дуэта 404.zero была продана за рекордные 6,6 млн рублей.
Цифровые токены призваны сделать мир искусства прозрачным и демократичным
Многие верят: если это не культурная революция, то перспектива развития нового цифрового мира, в котором кибертворцы получают прямой доступ к аудитории и коллекционерам в обход культурных институций и национальных границ. Речь идет не про очередной канал производства и распространения произведений искусства, а про снятие ограничений арт-рынка. Цифровые токены призваны сделать мир искусства прозрачным и демократичным.
Проблема в том, что торговля искусством принципиально не может быть прозрачной. В отличие от других предметов роскоши, чья стоимость зависит от дороговизны материалов, трудоемкости процесса создания и культурной актуальности, помноженных на маркетинг, визуальное искусство взаимодействует со зрителем и коллекционером в первую очередь на эмоциональном уровне и не опирается на материальные критерии оценки. Рынок работ каждого художника — самостоятельная система, на которую влияет очень много индивидуальных факторов.