Что происходит в отечественном геймдеве
В конце апреля завершил очередной этап образовательный проект «Метод», который помогает начинающим авторам научиться писать книги и сценарии для кино и видеоигр. Эксперты и члены жюри трека «Сценарии для видеоигр» рассказали «Снобу», как на геймдев-индустрию повлияли санкции и где корпорации ищут новые таланты
Об индустрии геймдева в России и изменениях за прошедший год
Василий Овчинников, гендиректор «Организации развития видеоигровой индустрии»:
Россия всегда была частью мировой индустрии, особенно в части аутсорсинга. При этом собственных продуктов мирового уровня у нас было крайне мало, проще было работать на мировой рынок. Хотя, несомненно, единичные случаи успеха были, например, Atomic Heart до определенного уровня развития делали в России. Но такого уровня продукты и до санкций всегда были международными проектами, так как ты должен выходить на платформы и работать вместе с производителем оборудования. Кроме того, международный маркетинг требует соответствующих инвестиций.
В прошлом году в индустрии появилось собственное общественное объединение. Для решения возникающих кризисов и взаимопомощи, а в каком-то смысле и для самоорганизации была создана некоммерческая Организация развития видеоигровой индустрии — что-то вроде профсоюза работников геймдева, первое в стране объединение экспертов геймдева и смежных отраслей (стриминг, компьютерные клубы, облачный гейминг и т. д.).
Глобально сейчас в России все зависит от тех рынков, на которые у нас будет прямой доступ и с которых деньги могут поступать в Россию. Также от развития внутреннего рынка зависят инвестиции в проекты, спрос на игры и рост игровых медиа.
Кроме того, сейчас сразу в нескольких ведомствах формируются меры поддержки индустрии. Вопрос в том, будет ли она централизованной или распределится по регионам, где есть потенциал для роста, таким как, например, Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Новосибирск, Пермь, Якутия и т. д. У отечественной индустрии есть шанс внести значимый вклад в ВВП, если формирующийся видеоигровой ландшафт будет представлять собой сложную систему, состоящую из множества центров компетенций и точек роста, как государственных и с госучастием, так и частных.
Олег Рожнов, директор по развитию Infinite Art Solutions:
Геймдев в России сейчас разделился на тех, кто рад открывшимся возможностям, и тех, кто потерял аудиторию. ПК-игры, которые распространяются через розничные магазины, сейчас переживают подъем. Они рады тому, что конкуренция ослабла, и уже вовсю планируют новые релизы на «ВК Плей». Мобильному рынку повезло меньше. Их основной заработок приходит с заливки трафика. Они оказались в положении, где конкуренция осталась, а охват снизился. Все известные мне компании уже договариваются с ВК и «Яндексом» о размещении проектов на их площадках, но там пока недостаточно трафика, чтобы перекрыть затраты. В любом случае, это уже хороший старт. Кто знает, к чему нас все это приведет в дальнейшем.
О господдержке
Василий Овчинников:
Система поддержки от государства сейчас формируется. Например, Минцифры признало видеоигровую индустрию полноценной частью IT с доступом ко всем возможностям, которые существуют для IT-компаний: налоговым льготам, защите от проверок, отсрочке от военной службы. Институт развития интернета начал проводить конкурсы грантов на разработку игр, и уже есть несколько поддержанных проектов вроде «Смуты» от Cyberia Nova, которой прочат судьбу отечественного аналога Assasin’s Creed. Но это конкурс для сложившихся студий, не для начинающих разработчиков.