Что почитать, если тебе нравится «Дом Дракона» и «Игра престолов»
Недавно завершился первый сезон «Дома дракона», который служит приквелом к «Игре престолов». Второй сезон ожидается только в 2024 году.
Сериал получил неоднозначные отзывы, но дал поклонникам возможность вновь вернуться в полюбившийся мир. Сам Мартин в конце октября заявил, что написал уже три четверти долгожданных «Ветров зимы», но, зная его темп и загруженность побочными проектами, рискнем предположить, что книга выйдет в свет еще нескоро.
Хотя цикл Мартина, несомненно, уникален, но есть фэнтезийные циклы, которые похожи на него по духу, героям и атмосфере и помогут скрасить время в ожидании нового романа Мартина и следующего сезона «Дома дракона». О нескольких таких циклах мы и хотим рассказать.
«Земной круг» Джо Аберкромби
Джо Аберкромби признавался, что при написании своих первых книг вдохновлялся произведениями Мартина, поэтому неудивительно, что «Земной круг» и «Игра престолов» имеют немало общего. Оба цикла концентрируются на хитроумных политических интригах и беспощадной борьбе за власть.
Иногда в дело вступает магия, но Мартину и Аберкромби интереснее не давать своим героям неожиданных преимуществ, а показывать, как они могут справляться с опасностями благодаря уму, смелости или хитрости. А опасности в их мирах — на каждом шагу, каждый новый день может стать последним даже для самых любимых персонажей.
При этом писатели постоянно поднимают ставки, и неудачно подслушанный разговор или принятое от скуки решение участвовать в турнире становятся звеньями цепи, которая может обернуться гибелью всего мира.
Герои «Игры престолов» и «Земного круга» весьма неоднозначны. Там почти нет положительных персонажей, каждый скрывает свои душевные и физические раны, совершает ошибки и даже преступления. В то же время книги наглядно демонстрируют, что внешность обманчива и люди меняются. Например, калека-инквизитор Глокта в некоторых ситуациях поступает гораздо смелее рыцарей, которым вроде бы положено проявлять благородство.
Наконец, оба писателя выходят за рамки традиционного фэнтези и раз за разом играют с ожиданиями читателей, привыкших к жанровым штампам. Это касается не только внезапных смертей героев, но и изображения привычных типажей, например мудрого мага, благородного воина или северного варвара, которых показывает совсем не такими, какими их ожидают увидеть читатели. Из-за этого оба цикла так увлекательны и полны неожиданных поворотов.
«Светлый Ард» Тэда Уильямса
Если Аберкромби в своем творчестве опирался на Мартина, то Мартин во многом вдохновлялся книгами Тэда Уильямса, о чем сам не раз говорил. Уильямс еще в конце 1980-х годов привнес в фэнтези новые элементы и показал, что необязательно писать, как Толкин, чтобы завоевать популярность.
Хотя в основе трилогии «Память, скорбь и шип» лежит традиционная история о взрослении и борьбе добра со злом, она уже тяготеет к политическому фэнтези и гораздо мрачнее и реалистичнее, чем многие другие представители жанра, выходившие в то время. На примере одного из основных конфликтов — противостояния двух братьев-принцев за трон королевства — можно увидеть, что Уильямс тщательно выписывает психологию и мотивацию персонажей и что даже у антагонистов есть понятный путь и веские причины для поступков.