Как превратить жилой комплекс в эксперимент: рассказывает Алексей Капитанов
Esquire узнал у создателя общественных пространств «Корабль Брюсов», «Хлебозавод № 9» и «Красная стрела» о проблемах, с которыми он сталкивался при реализации этих проектов, перспективах их развития и современных трендах городского отдыха.
Термин «общественные пространства» появился в 1990-е на волне интереса к реабилитации общественных зон в европейских городах. В России представления о подобных местах сильно менялись: в эпоху конструктивизма упор делался на благоустройство дворовых территорий, в сталинский период начали проектировать монументальные архитектурные объекты, в 1990-е роль общественных пространств взяли на себя торговые центры. Этот тренд продлился до конца нулевых, а уже в 2010-е в Москве появились общественные пространства современного типа — и государственные, и частные. Сегодня под этим термином понимаются зоны отдыха с разнообразными видами досуга, одинаково доступные всем горожанам: например, «Хлебозавод № 9», петербургский «Севкабель», Nordhavn в Копенгагене и Markthal в Роттердаме.
Корабль «Брюсов» столкнулся с непониманием со стороны городских властей (его убрали с Крымской набережной 30 мая 2017 года по решению Замоскворецкого суда, который установил, что «стоечное судно работает в формате арт-центра на воде и эксплуатируется без договора водопользования». В 2014 году у «Брюсова» были проблемы с Роспотребнадзором, и несколько месяцев арт-центр был закрыт. — Прим. ред.). Какие главные проблемы встают сегодня перед теми, кто создает городские пространства?
Это было не противостоянием Брюсова и властей, а вопросом правового регулирования акватории Москвы-реки. Наша история была резонансной, потому что «Брюсов» глубоко интегрировался в среду объединенных парков Горького и «Музеон», за ней следили люди.
К тому моменту вопрос с лицензиями и борьбой с водными объектами был открыт уже десять лет. После создания корабля началась новая волна борьбы с ними, под которую мы и попали. Это главный вопрос для тех, кто хочет делать общественные пространства: нужно быть уверенными в долгосрочности законодательной базы. Аренда не позволяет иметь этой уверенности, законы могут изменить условия существования проекта. Покупка — лучшая защита, но это большие инвестиции. Так устроен наш проект «Хлебозавод № 9»: в 2016 году Михаил Малов приобрел здание, в него инвестировали 600 миллионов рублей, которые потратили на проектирование, капитальный ремонт и благоустройство