Что обо мне подумают: как побороть зависимость от мнения окружающих и думать о себе
Человек не может полноценно жить вне общества, и то, что о нас думают окружающие, крайне важно для нас. Это социальный инструмент контроля. Другое дело, что иногда эта важность начинает зашкаливать. Чужое мнение становится для нас авторитетнее собственного, и в погоне за одобрением мы начинаем забывать про самих себя. Как не допустить полного растворения в окружающих и не превратиться из уникальной личности в раба чужих желаний?
Почему человек стал зависим от чужого мнения и кто в этом виноват
Едва ли можно дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Однако практически все наши привычные методы коммуникации и модели поведения мы выработали в раннем детстве. Тогда наша жизнь в прямом смысле слова зависела от значимых взрослых, и потеря их любви означала для нас самые страшные последствия. Можно назвать следующие причины формирования такого угоднического паттерна поведения.
1. Критика и смена настроения родителей
Когда родители ругают и критикуют ребенка за его «неуспехи» — например, за плохие оценки, поведение или безделье с последующим изменением отношения к нему.
Если ребенок совершил проступок, то абсолютно уместно указать на него и сказать, что в следующий раз будет более правильным сделать иначе. Но ненормально, если при этом родители начинают говорить не о поступке, а о личности ребенка в целом: «Какой ты неуклюжий»; «Какой ты неказистый, ленивый и никуда не годный. Вот Вася, сосед твой, круглый отличник! А из тебя что выйдет?».
Сравнения, обобщения, наказания или игнорирование — все это работает не в лучшем направлении: малыш чувствует, что его не принимают любым, его принимают только тогда, когда он соответствует ожиданиям взрослых. И чтобы сохранить ощущение безопасности, он научается «жить для других», чтоб выжить самому.
В дальнейшем эту модель он перенесет в социум и будет максимально удобным и правильным для других в надежде получить их одобрение, то есть безусловную любовь, которую ему не давали родители.
2. Гиперопека
Теперь давайте рассмотрим иной пример — когда родители не дают ребенку возможности и шагу ступить без их участия, принимают все важные решения за него, оберегают от всех мыслимых и немыслимых сложностей, то ребенок не учится прислушиваться к себе; он теряет возможность решать, что ему нравится и как он хочет поступить в той или иной ситуации.