Антивирус: жизнь после карантина
Пандемия коронавируса стремительно меняет мир: еще вчера у нас была почва под ногами, а сегодня мы не беремся предсказать, что будет завтра. Психолог Анастасия Рубцова рассказывает, как привыкнуть к новым реалиям и сохранить психическое здоровье.
Я пишу эту статью в начале весны, а выйдет она в самом ее конце. Сейчас жизнь меняется не просто каждую неделю и каждый день. Иногда сходил в душ, вышел, а всё уже другое. Человеческой психике сложно справляться с этим подолгу. То есть как-то она справится, мы живучие, но волнами нас станет накрывать еще месяцы, а кого-то годы. Этот текст я пишу как письмо в будущее, инструкцию по возвращению к мирной жизни.
Что это было?
Сначала психика пыталась привыкнуть к режиму неизвестности и тревоги. Потом к карантину и вынужденной изоляции. К ощущению, что ни работа, ни элементарное право выйти из дома нам больше не гарантированы. Даже странно, что какие-то вещи вроде кухонного стола остались на своих местах. За эти месяцы на нас свалилось столько всего: новых правил и опыта, без которого мы бы, честно говоря, обошлись, – что пришлось залезть в неприкосновенный запас психических ресурсов.
И сейчас мы, вполне понятно, чувствуем себя ужасно вымотанными, как будто одновременно болели, носили тяжелые мешки и сдавали годовой отчет. Порой даже появляется жутковатое ощущение «Не понимаю, кто я», когда вещи из прошлого как будто потеряли смысл, а новая мозаика еще не собралась.
Ничего удивительного, если мир вызывает сейчас обиду и раздражение. Что и говорить, он нас подвел. Казался безопасным, учил, что надо быть свободным, планировать на перспективу, а сам! Предал, обманул.
Ничего удивительного, если ты просыпаешься с чувством жуткого, звенящего одиночества и бессилия. Нас, переживающих одиночество, сейчас так много, что не протолкнуться. И вопрос не в том, чтобы всех этих чувств избежать, а в том, чтобы не застрять в них на годы.
Подсчитай потери
Придется составить опись утраченного. Стоит мне заговорить об этом с клиентами, как почти все меня перебивают: «Ой, ну нет! Только не это! Чего прошлое ворошить, нужно жить будущим и делать что-то сейчас!» Нужно. Но психика ужасно коварна и часто упирается до последнего, не признавая потерю. Вот, например, оставили мы где-то любимый зонтик и годами твердим себе: «Да он точно должен быть дома!» И даже не смотрим на новые, а зачем? Это происходит потому, что психика не может потерю признать: и жалко, и больно, и «сама ведь растяпа». Реального зонтика давно нет, а фантомный, несуществующий занимает место в голове и этим очень портит жизнь, особенно в сезон дождей.
Садимся, берем лист бумаги и ручку и с горькой честностью перечисляем всё, что мы потеряли в этом карантинном ужасе. Может быть, работу, веру в безопасность, возможность путешествовать и тратить деньги на удовольствия или не только на них. Что еще потеряли? Может быть, уверенность в собственном бессмертии и силах. Упорядоченный быт, бизнес или даже, что особенно страшно, кого-то из родных. Этот список никому не хочется составлять даже мысленно. Ощущение, будто сам на себя льешь кипяток. Но иначе еще долго не прорыдаться и не купить новый зонтик. Куски прошлой жизни оттянут на себя часть душевных сил, будет казаться, что где-то в параллельной реальности всё еще по-старому. Список не нужно сжигать,