Читать нельзя бросить: 6 сложных фантастов, которые смогут вас удивить
Отдых и развлечение – вот для чего мы чаще всего открываем жанровую литературу, где захватывающий сюжет доминирует над идеями и стилем. Но в этой подборке все наоборот, и вошедшие в нее книги только подкинут работы вашему мозгу. Их авторы транслируют неординарные мысли неординарными способами, через которые неопытному читателю бывает сложно пробраться. Но поверьте, игра стоит свеч – не зря же эти книги стали фантастической классикой!
Роберт Хайнлайн
Один из столпов фантастики, творивший в золотой век жанра, Роберт Хайнлайн за свою долгую карьеру успел написать, кажется, обо всем, от невинных космических приключений до шокирующих историй с селфцестом. Да, Хайнлайн очень любил провоцировать критиков и читателей: достаточно вспомнить романы «Чужак в стране чужой» и «Не убоюсь я зла», которые в 60-х и 70-х наделали немало шума.
Несмотря на невероятную популярность Хайнлайна, которая очевидна и сегодня, далеко не все его произведения легко даются читателям. Он был одним из первых авторов, ратовавших за сближение фантастики и науки, которое и воплотилось в так называемой твердой фантастике. Сделал он и несколько «предсказаний»: к примеру, в романе «Космический кадет» герои используют персональные телефоны, которые носят с собой – а ведь книга была написан в 1949 году. Правда, далеко не все предположения писателя сбылись, но тем интереснее их читать. Взять хотя бы «Историю будущего», цикл произведений, отражающий представления Хайнлайна об освоении космоса и развитии человечества: согласно ему, в 2021-м мы бы уже должны пользоваться телепатией – но в реальности, к счастью, свои мысли оставляем при себе.
Сэмюел Дилэни
Дилэни – необычный и вместе с тем культовый автор, в 70-х написавший «Улисса» от мира фантастики, роман «Дальгрен». К тому моменту молодой писатель успел получить несколько премий, но кто-то продолжал называть его книги «претенциозной ерундой» – а у него был свой взгляд на фантастику, который часто обращался к гуманитарным наукам.
Возьмем, к примеру, роман «Вавилон-17»: его сюжет опирается на гипотезу Сепира – Уорфа, концепцию лингвистической относительности, согласно которой язык влияет на мышление человека. Эта концепция может быть знакома читателям и по другому произведению, написанному через 30 лет после «Вавилона-17» – речь о повести Теда Чана «История твоей жизни», которая легла в основу фильма «Прибытие».