«Культ Ким Мандок». Как сирота смогла накормить остров для ссыльных и основать торговую компанию в Корее
Forbes Woman продолжает цикл историй об успешных предпринимательницах прошлого. Кореянка Ким Мандок прошла непростой путь от осиротевшей 12-тилетней девочки до самой богатой женщины периода Чосон (названному так по имени Чосонской династии, правящей с 1392 по 1910), удостоенной награды и признания от самого короля
Первая женщина, основавшая и ставшая во главе крупной торговой компании в Корее, Ким Мандок стала национальным символом филантропии и моральным компасом для всех корейских бизнесменов. Позволила этому случиться в том числе уникальная цепочка обстоятельств и исключений.
Ким Мандок родилась в середине 18 века на острове Чеджудо во времена, когда он был местом ссылки преступников (как политических, так и уголовных), никому нельзя было его покидать, даже местным жителям. Вся их жизнь проходила в рамках острова и прилежащих вод. А одной из самых популярных поговорок в эпоху Чосон была «родиться коровой лучше, чем женщиной». «Чосон был конфуцианским обществом, в котором женщина всегда была существом на вторых ролях. Очень мало женщин периода Чосон, которые смогли сделать что-то выдающееся вне своего дома. Жена должна была служить и угождать мужу, мать — сыну. Женщин даже называли зачастую не по имени — вне семьи для людей она была жена или мать такого-то», — объясняет Наталия Чеснокова, специалист по периоду Чосон, кандидат исторических наук, доцент ИКВИА НИУ ВШЭ (Институт классического Востока и античности). Но Чеджудо был отчасти исключением из правил — в то время он еще носил название Самдодо, означавшее, что на нем в избытке камней, ветров и девушек. По словам Наталии, он считался женским островом и там был своего рода матриархат: «Долгое время на Чеджудо кормильцами в семье были именно женщины, потому что они ныряли за моллюсками. Их называли хэнё. Поэтому женщина в семье на Чеджудо была главной». Мужчины же скорее находились на второстепенных ролях: они занимались рыбной ловлей и часто во время нее погибали из-за тяжелых погодных условий.
Ким Мандок была единственной дочерью в семье аристократа, сосланного с материка из-за его политических взглядов, и местной простолюдинки. Потомки неравноправных браков наследовали низший из статусов родителей, и быть аристократкой девушка не могла. Поэтому, осиротев в 12 лет, она попала на воспитание в дом кисэн (аналог японских гейш). Кисэн получали лучшее образование для женщин из возможного тогда в Корее, их обучали в том числе медицине, поэзии, искусствам, истории. Это были интеллектуально одаренные и талантливые женщины — они могли писать стихи, обсуждать с гостями, обычно высокопоставленными и влиятельными, серьезные темы. Но положение в жестко-иерархическом обществе у них было безвыходным — кисэн находились вне социальной системы, это была замкнутая социальная группа. «У них не было возможности выйти замуж и сменить статус, только если кто-то очень сильно в них влюбиться, но даже в этом случае о таком браке всю жизнь потом сильно судачили за спиной. Дочери кисэн, если они рождались вне брака, наследовали профессию матери, мальчиков же отдавали на воспитание в аристократические семьи или они становились бродячими музыкантами»,— рассказывает Наталия Чеснокова. В этой системе Ким Мандок стала исключением и только потому, что ее статус кисэн был приобретенным, а не полученным при рождении. В 22 года ее имя