Ценность вместо цены: какие новые стратегии нужны модному бизнесу в России
Для одних время перемен — это череда кризисов, для других — череда вызовов. «Турбулентность» для российских компаний стала практически составляющей бизнеса: вынужденные сокращения в компании, сценарии банкротства, невозможность прогноза. Forbes Life разбирается, зачем брендам одежды рисковать в текущей экономической ситуации и как изменилась эффективная стратегия в модной индустрии
Во времена перемен каждый из нас стоит перед выбором — приспосабливаться или совершенствоваться. Эту мысль изящно выразила Коко Шанель: «Чтобы быть незаменимой, нужно непрерывно меняться». Мало кто знает, что выражение «Кто не рискует, тот не пьет шампанское» также принадлежит знаменитой француженке — вдове Клико, после смерти супруга державшей винодельческий дом. В XVIII-XIX веках спускаться в погреб за шампанским было смертельно опасно, потому что бутылки нередко взрывались и наносили вред смельчаку. Но риски мадам Клико оказались оправданными: к концу жизни владелицы компания производила 750 000 бутылок игристого вместо начальных 100 000. Спустя 200 лет риск все также характеризует неразрывную связь между угрозами и потенциалом, но теперь это уже необходимое условие для существования.
Про новые стратегии в бизнесе сегодня не говорит только ленивый. Для одних время перемен — это череда кризисов, для других — череда вызовов. Нашему мозгу нравится экономить энергию и идти по пути наименьшего сопротивления, поэтому экспертами все больше обсуждается импортозамещение. Но разве новые стратегии — это переименовать «Икею» в «Идею», из Renault сделать москвич и перешивать твидовые жакеты Chanel модными российскими дизайнерами? И где здесь новый путь для России?
Настоящий вызов — создавать уникальные оригинальные бренды. Сшить красивую коллекцию — недостаточно в эпоху бесчисленного изобилия и копирования фэшн-трендов. Речь должна идти о трансформации моды в России. И проблема не только в уровне развития легкой промышленности. Исторически модный бизнес никогда не был инвестиционно привлекательным для предпринимателей. Традиционно в России было достойно заниматься нефтью, газом, металлургией, IT. Заниматься же модой и шитьем до сих считается невыгодным вложением, и эта сфера воспринимается инвесторами как хобби человека, увлекающегося модой и шопингом.
Тем не менее мировые рейтинги Forbes нередко подтверждали, что заниматься модой — достойное и прибыльное занятие: президент и председатель правления группы LVMH Moët Hennessy Бернар Арно обогнал в 2021 году и Билла Гейтса, и Илона Маска по размеру дохода. В 2022 году среди самых богатых новичков рейтинга выделяют основателя бренда быстрой моды Shein Криса Сюй из Гонконга и миллиардера из Тайваня Чжана Конгюаня, заработавшего на производстве обуви. А Татьяна Бакальчук из Wildberries доказала, что продавать одежду в России можно: аудитория есть, и деньги тоже.