Картина Рима
Музейные хранилища Ватикана огромны – достаточно сказать, что римские папы были заказчиками, например, Тициана, Боттичелли и Микеланджело. Тем интереснее наблюдать, как такая консервативная организация, как Католическая церковь, выстраивает отношения с современным искусством.
Папа римский Франциск однажды сказал: «Творчество художника сродни главной страсти Бога – страсти творить». Летом 2023 года в Ватикане открылась неожиданная выставка. Она была посвящена 50-летнему юбилею самой дерзкой и молодой коллекции современного религиозного искусства.
На встрече, посвященной открытию выставки, папа Франциск назвал участников современного арт-процесса важными фигурами в обществе, благодаря которым можно «мечтать о новых версиях мира, исследовать реальность за пределами видимости, избегать диктата предполагаемой поверхностной красоты, замешанной на экономических механизмах, которые порождают неравенство».
Коллекция была задумана для того, чтобы восстановить между церковью и культурой живой диалог и возродить взаимовлияние, которое столетия назад было достаточно мощным, но к концу XIX века сошло на нет. Она охватывает хронологический период с конца XIX до начала XX века и показывает, что современные художники, так же, как и классики, задаются вопросами о духе, Вселенной, о любви небесной и земной и о природе божественного. Помимо всего прочего, это любопытная иллюстрация того, как художественное собрание само по себе может быть цельным высказыванием, служащим определенной цели.
Во второй половине XX века Католическая церковь переживала мощные потрясения. Мировые войны и последовавший за ними экономический и социальный кризис требовали пересмотра и адаптации как христианских доктрин, так и самого существования Ватикана. Человеком, который решился на это, был папа Павел VI, в миру – Джованни Баттиста Энрико Антонио Мария Монтини.
Красивый старик с ироничным взглядом из-под кустистых бровей, модернист, реформатор и первый из пап, кто постоянно путешествовал и посетил все пять обитаемых континентов, Павел VI боролся за сближение и объединение различных христианских конфессий – и призывал забыть о мелких различиях перед лицом мировых проблем.
Его сильно беспокоило, что Ватикан оказался отделен от остального мира, особенно мира культуры. Он переживал, что церковь, ранее главный поставщик смыслов в культуре и искусстве, теперь стала замкнутой системой для посвященных, которая не отвечает на вызовы современности.
Чтобы разрушить скорлупу, в которую Ватикан заключил сам себя, и наладить новые каналы общения, Павел VI решился на сильный шаг: в конце 1960-х годов он провел встречу современных художников в Сикстинской капелле.
Солнечным майским днем, в день Вознесения Господня, в Сикстинской капелле собрались более 200 мастеров из самых разных сфер: живописцев, скульпторов, писателей, поэтов и музыкантов. Папа Павел VI произнес перед ними речь, в которой просил прощения за «свинцовый колпак», то есть ограниченность и постоянное следование канонам, которого требовала от искусства церковь: «Мы заставили вас страдать – навязали подражание вам, творцам, всегда живым, полным тысяч идей и тысяч новинок. <…> Мы иногда накидывали на вас свинцовую пелену, можно так сказать; прости нас, Господи! А потом мы вас бросили. Мы не объяснили вам наших дел, мы не ввели вас в тайную келью, где тайны Божии заставляют сердце человека трепетать от радости, от надежды, от веселья. У нас не было учеников, друзей, собеседников – поэтому вы не знали нас. <…> Но теперь мы должны снова стать союзниками. Мы просим вас использовать все возможности, которые дал вам Господь, и <…> мы должны позволить вашим голосам петь свободно и мощно».