Как эволюционировала спортивная инфраструктура за последние 20 с лишним лет

Правила жизниОбщество

Быстрее, выше, моднее: как меняется спортивная инфраструктура в России

Сети велодорожек распространяются по россисйким городам чуть ли не с той же скоростью, что расширяется московское метро. Мы решили разобраться, как вообще эволюционировала спортивная инфраструктура за последние 20 с лишним лет.

Редакция «Правил жизни»

Здесь и далее. «Правила жизни»

Массовый спорт в России начала 2000-х не был сильной стороной общественной жизни: пара турников на район и несколько стадионов на город разной степени заброшенности — максимум, который достался стране, пережившей постсоветский период. Массовый спорт в 1990-е годы, надо признать, не был в приоритете: школьные секции с тренером-физкультурником, небольшие частные кружки единоборств, часто связанные с ОПГ и встречающиеся исключительно в крупных городах профессиональные школы — в лучшем случае две-три на регион, если речь не идет о Москве и Санкт-Петербурге.

В 2003 году ситуация в массовом российском спорте не сильно отличалась от предыдущего десятилетия: нефтедоллары еще не успели насытить экономику и вызвать у общества новые запросы, а россияне, в свою очередь, еще не прочувствовали тренд на здоровый образ жизни. Спорт в начале нулевых в основном воспринимался обществом как зрелище, причем ситуационное: в период Олимпиад и футбольных чемпионатов мира спрос на него был выше, но, как это обычно бывает, после очередного вылета футбольной сборной или олимпийской церемонии закрытия карета превращалась в тыкву.

И если громкие победы в спорте высоких достижений могли на несколько дней (или в крайнем случае — недель) вызвать очереди воодушевленных родителей и их менее воодушевленных детей в профессиональные секции, то бегунов и велосипедистов на набережных и в парках больше все же не становилось. Как не становилось больше и тех, кто, глядя на телевизионную картинку с соотечественником на пьедестале, вдруг задумывался о том, что пора в корне изменить свою жизнь.

Спорт как социальный статус: от французского кино и MTV до фитнес-клубов и «качалок»

Понимание «здорового тела» и «здорового духа», казалось, было полностью вытеснено из общественного сознания. При этом начало 2000-х связано с другим трендом эпохи — попытками обозначить свой статус. И спорт становится неплохим подспорьем для того, чтобы начать строить новые клубы по интересам. Причем в совершенно разных слоях общества.

Спорт стал проникать в жизнь многих россиян на волне увлечения молодежи субкультурами. И тут (внезапно) важную роль сыграл французский кинематограф. В 2001 году на экраны выходит фильм «Ямакаси: Свобода в движении», а в 2004-м его идейный продолжатель — «13-й район». Оба фильма посвящены паркуру — то ли виду спорта, то ли искусству на грани со стилем жизни, посвященному прыжкам, трюкам и преодолению препятствий. Идейно паркур подошел не только бедным районам Парижа, но и российским трущобам — лужковский самострой Москвы, заброшенные промзоны моногородов и куча недостроенных в 1990-е годы зданий внезапно стали для десятков тысяч молодых россиян неплохой спортивной площадкой, а феномен в виде популярных фильмов обозначил тренд на появление определенной субкультуры.

Российские экстремалы привезли паркур на родину в начале 2000-х, а уже к середине десятилетия появились первые клубы трейсеров — людей, живущих паркуром. Примерно в то же время из США в Россию приезжает другой уличный вид спорта — скейтбординг. Расцвет его популярности на родине пришелся еще на прошлый век, но благодаря каналу MTV, который показал россиянам скейтера Тони Хоука, свою первую доску в руки взяли сотни тысяч наших соотечественников. Со скейтбордингом все было так же просто, как и с паркуром, — заниматься им можно было везде. Если вы застали середину нулевых, то, думаем, без особых проблем вспомните перила и лестничные пролеты, на которых с утра до вечера оттачивали навыки молодые ребята со скейтбордами из ближайшего двора. Как паркур, так и скейтбординг для многих россиян стали не столько атрибутами активного образом жизни, сколько частью социализации — попыткой вписаться в существующие субкультуры среди сверстников.

Активный образ жизни в тот период был прерогативой не только молодежи из спальных районов — люди постарше тоже обратили внимание на спорт. И здесь не обошлось без фитнес-революции. Западный тренд на спортивную фигуру все еще занимал умы россиян, выросших на фильмах с Арнольдом Шварценеггером и на кассетах с аэробикой от Синди Кроуфорд. На все это накладывалась еще и потребность в создании новых социальных групп — состоятельных горожан, объединенных схожим образом жизни. В мир среднего класса начали проникать фитнес-клубы. Они еще не были массовым явлением, встречающимся в каждом регионе, но уже плотно обосновались в больших городах.

В столице к 2003 году уже существовало более 100 фитнес-клубов, а ежемесячно открывалось еще по два. Бренды «Планета Фитнес» и World Class стали узнаваемы среди москвичей и других крупных городов России, но все еще оставались прерогативой людей с достатком выше среднего: годовой абонемент в этих местах стоил в районе $2-3 тыс. Позволить себе платить такие деньги за занятия спортом мог далеко не каждый.

Те, кому доход не позволял ходить в клубы с передовым оборудованием и персональными тренерами, продолжали ходить в подвальные «качалки», которые существовали и в поздние советские годы, и в ранние российские. Такие места могли удовлетворить спрос на развитие собственного тела, но не справлялись с более актуальной задачей — стать местами для постоянного досуга и клубами по интересам. А значит, были обречены на вымирание в стране, граждане которой год от года становилась богаче и требовательнее. Будущее было за фитнес-клубами.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Недобрососедские отношения: как зумеры обесценили мечту миллениалов и что из этого получилось Недобрососедские отношения: как зумеры обесценили мечту миллениалов и что из этого получилось

Почему зумерам и миллениалами так сложно взаимодействовать друг с другом?

Правила жизни
История одной вещи: шапка-фернанделька, ставшая атрибутом пацанов 1980-х История одной вещи: шапка-фернанделька, ставшая атрибутом пацанов 1980-х

У такой вязаной шапки с узорами было несколько вариаций и еще больше имен

Правила жизни
Добытчица и домохозяин: как женщины рушат стереотип о том, кто должен содержать семью Добытчица и домохозяин: как женщины рушат стереотип о том, кто должен содержать семью

Provider woman: что это за тренд и как он влияет на традиционные устои общества?

Forbes
Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова

Как крепостной крестьянин стал одним из самых богатых людей Российской империи

Maxim
Sapiens Sapiens

Краткая история человечества

kiozk originals
Человек в поисках дома Человек в поисках дома

Как бездомность стала главной характеристикой современного горожанина

Weekend
«Лучший контент производят телевизионные люди» «Лучший контент производят телевизионные люди»

Будущее телевидения, онлайн-платформ и то, как на нем скажется смена эпох

Правила жизни
Малопонятный государственный муж Малопонятный государственный муж

Портреты изображают Победоносцева человеком сухим и строгим, без тени улыбки

Дилетант
Зажгите искру любви! Вот почему отношениям нужна «романтическая ностальгия» Зажгите искру любви! Вот почему отношениям нужна «романтическая ностальгия»

Как воспоминания о хороших временах могут углубить вашу связь с партнером

ТехИнсайдер
Парк развлечений Парк развлечений

Александр Борода том, как устроен один из лучших частных музеев столицы

Robb Report
Аппаратное будущее: как искусственный интеллект меняет индустрию косметологии Аппаратное будущее: как искусственный интеллект меняет индустрию косметологии

Как выглядит косметология будущего?

Forbes
Хореограф Кацура Кан: Не ведитесь на европейское чувство красоты Хореограф Кацура Кан: Не ведитесь на европейское чувство красоты

Интервью с японским хореографом и мастером буто Кацурой Кан

СНОБ
Ослепленная желанием Ослепленная желанием

Наши героини о странных вещах, которые их заводят

Лиза
«Инновационная экосистема Москвы превращает идеи в бизнес» «Инновационная экосистема Москвы превращает идеи в бизнес»

О поддержке в столице высокотехнологичных компаний и роли научной долины МГУ

РБК
Время удивительных историй Время удивительных историй

5 интересных историй о путешествиях

СНОБ
Стильная импровизация Стильная импровизация

Арсений Попов — о том, почему не любит импровизировать в быту

Men Today
Александр Крайнов: «Нейросеть не заменит людей в общении, размышлении и умении договариваться» Александр Крайнов: «Нейросеть не заменит людей в общении, размышлении и умении договариваться»

Как нейросети повлияют на профессии и когда они станут привычным инструментом

РБК
Чат-бот, смерть и роботы: что такое цифровое бессмертие и кто его обещает уже сейчас Чат-бот, смерть и роботы: что такое цифровое бессмертие и кто его обещает уже сейчас

Возможно ли цифровое бессмертие на самом деле?

Forbes
Чему учат в школе: как в России изменилась сфера образования Чему учат в школе: как в России изменилась сфера образования

Как учебные учреждения развиваются по всей стране и к чему это все приведет

Правила жизни
Новогодняя столица Новогодняя столица

Суздаль отмечает тысячелетний юбилей в статусе столицы Нового года

Лиза
Чужд нам берег заморский Чужд нам берег заморский

В этом году россияне остались без иностранных ценных бумаг

Деньги
Что может Дед Мороз Что может Дед Мороз

Психолог Мария Зеленова о магическом мышлении и его роли в воспитании.

Новый очаг
Яркая история Яркая история

Интерьер с элементами ретро, который подарил предметам из 1960-х вторую жизнь

Идеи Вашего Дома
Приморский терруар, магаданский аппелласьон. Кто и зачем делает вино в тайге Приморский терруар, магаданский аппелласьон. Кто и зачем делает вино в тайге

По прогнозам экспертов, через 10 лет в Приморье появятся аналоги аппелласьонов

СНОБ
Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова

Момент, когда низвергнутый царь, сумевший дать отпор убийцам, лишается сил

Дилетант
Химия и жизнь Химия и жизнь

Есть заболевания, разговоры о которых до сих пор стигматизированны — онкологии

Robb Report
Фаина Рублева: «Картина звездного неба – величайшее в мире зрелище» Фаина Рублева: «Картина звездного неба – величайшее в мире зрелище»

Непростая, но очень интересная история Московского Планетария

Зеркало Мира
Все оттенки красного Все оттенки красного

На экраны врывается «Феррари»

Автопилот
Умный дом: как российские технологии преображают жилище Умный дом: как российские технологии преображают жилище

Чем хороши умные дома по-русски

ФедералПресс
Беспощадный космос Беспощадный космос

Какие смертельные опасности таит в себе космос?

Зеркало Мира
Открыть в приложении