Быстрее, выше, моднее: как меняется спортивная инфраструктура в России
Сети велодорожек распространяются по россисйким городам чуть ли не с той же скоростью, что расширяется московское метро. Мы решили разобраться, как вообще эволюционировала спортивная инфраструктура за последние 20 с лишним лет.
Массовый спорт в России начала 2000-х не был сильной стороной общественной жизни: пара турников на район и несколько стадионов на город разной степени заброшенности — максимум, который достался стране, пережившей постсоветский период. Массовый спорт в 1990-е годы, надо признать, не был в приоритете: школьные секции с тренером-физкультурником, небольшие частные кружки единоборств, часто связанные с ОПГ и встречающиеся исключительно в крупных городах профессиональные школы — в лучшем случае две-три на регион, если речь не идет о Москве и Санкт-Петербурге.
В 2003 году ситуация в массовом российском спорте не сильно отличалась от предыдущего десятилетия: нефтедоллары еще не успели насытить экономику и вызвать у общества новые запросы, а россияне, в свою очередь, еще не прочувствовали тренд на здоровый образ жизни. Спорт в начале нулевых в основном воспринимался обществом как зрелище, причем ситуационное: в период Олимпиад и футбольных чемпионатов мира спрос на него был выше, но, как это обычно бывает, после очередного вылета футбольной сборной или олимпийской церемонии закрытия карета превращалась в тыкву.
И если громкие победы в спорте высоких достижений могли на несколько дней (или в крайнем случае — недель) вызвать очереди воодушевленных родителей и их менее воодушевленных детей в профессиональные секции, то бегунов и велосипедистов на набережных и в парках больше все же не становилось. Как не становилось больше и тех, кто, глядя на телевизионную картинку с соотечественником на пьедестале, вдруг задумывался о том, что пора в корне изменить свою жизнь.
Спорт как социальный статус: от французского кино и MTV до фитнес-клубов и «качалок»
Понимание «здорового тела» и «здорового духа», казалось, было полностью вытеснено из общественного сознания. При этом начало 2000-х связано с другим трендом эпохи — попытками обозначить свой статус. И спорт становится неплохим подспорьем для того, чтобы начать строить новые клубы по интересам. Причем в совершенно разных слоях общества.
Спорт стал проникать в жизнь многих россиян на волне увлечения молодежи субкультурами. И тут (внезапно) важную роль сыграл французский кинематограф. В 2001 году на экраны выходит фильм «Ямакаси: Свобода в движении», а в 2004-м его идейный продолжатель — «13-й район». Оба фильма посвящены паркуру — то ли виду спорта, то ли искусству на грани со стилем жизни, посвященному прыжкам, трюкам и преодолению препятствий. Идейно паркур подошел не только бедным районам Парижа, но и российским трущобам — лужковский самострой Москвы, заброшенные промзоны моногородов и куча недостроенных в 1990-е годы зданий внезапно стали для десятков тысяч молодых россиян неплохой спортивной площадкой, а феномен в виде популярных фильмов обозначил тренд на появление определенной субкультуры.
Российские экстремалы привезли паркур на родину в начале 2000-х, а уже к середине десятилетия появились первые клубы трейсеров — людей, живущих паркуром. Примерно в то же время из США в Россию приезжает другой уличный вид спорта — скейтбординг. Расцвет его популярности на родине пришелся еще на прошлый век, но благодаря каналу MTV, который показал россиянам скейтера Тони Хоука, свою первую доску в руки взяли сотни тысяч наших соотечественников. Со скейтбордингом все было так же просто, как и с паркуром, — заниматься им можно было везде. Если вы застали середину нулевых, то, думаем, без особых проблем вспомните перила и лестничные пролеты, на которых с утра до вечера оттачивали навыки молодые ребята со скейтбордами из ближайшего двора. Как паркур, так и скейтбординг для многих россиян стали не столько атрибутами активного образом жизни, сколько частью социализации — попыткой вписаться в существующие субкультуры среди сверстников.
Активный образ жизни в тот период был прерогативой не только молодежи из спальных районов — люди постарше тоже обратили внимание на спорт. И здесь не обошлось без фитнес-революции. Западный тренд на спортивную фигуру все еще занимал умы россиян, выросших на фильмах с Арнольдом Шварценеггером и на кассетах с аэробикой от Синди Кроуфорд. На все это накладывалась еще и потребность в создании новых социальных групп — состоятельных горожан, объединенных схожим образом жизни. В мир среднего класса начали проникать фитнес-клубы. Они еще не были массовым явлением, встречающимся в каждом регионе, но уже плотно обосновались в больших городах.
В столице к 2003 году уже существовало более 100 фитнес-клубов, а ежемесячно открывалось еще по два. Бренды «Планета Фитнес» и World Class стали узнаваемы среди москвичей и других крупных городов России, но все еще оставались прерогативой людей с достатком выше среднего: годовой абонемент в этих местах стоил в районе $2-3 тыс. Позволить себе платить такие деньги за занятия спортом мог далеко не каждый.
Те, кому доход не позволял ходить в клубы с передовым оборудованием и персональными тренерами, продолжали ходить в подвальные «качалки», которые существовали и в поздние советские годы, и в ранние российские. Такие места могли удовлетворить спрос на развитие собственного тела, но не справлялись с более актуальной задачей — стать местами для постоянного досуга и клубами по интересам. А значит, были обречены на вымирание в стране, граждане которой год от года становилась богаче и требовательнее. Будущее было за фитнес-клубами.