Пой, ласточка, пой
В новом выпуске рубрики «Необычные профессии» речь пойдет о ремесле оперного пения. Какими умениями нужно обладать, не поздно ли начинать после 30 лет и на какой доход рассчитывать
Опера известна со времен Древней Греции, но как жанр в искусстве возникла в Италии в конце XVI века и объединяет в себе вокальное мастерство, актерское исполнение и наличие музыкального образования. Главный инструмент оперного певца – его голос, который нужно постоянно совершенствовать, работая над вокальной техникой, диапазоном, интонациями и подстраивая их под те или иные стили музыки и роли. «Для успешной карьеры нужно уметь «погружаться» в разных героев, ловить их эмоции, интерпретировать поведение исходя из сюжетной линии и, конечно, работать в тесном взаимодействии с режиссером и дирижером», – рассказывает наш эксперт Светлана Кирпу, оперная певица, лауреат международных и всероссийских конкурсов.
Специализации в опере
Они зависят от силы голоса, его тембральной окраски, от темперамента самого певца, его репертуара. Раскрыть голос – задача педагога. Если неправильно определить тип голоса, певцу можно испортить карьеру.
Женские голоса
- СОПРАНО – самый высокий, с диапазоном в три октавы. Может быть драматическим, лирическим, колоратурным.
- МЕЦЦО-СОПРАНО – полный по звучанию, насыщенный и одновременно мягкий, в котором грудные ноты звучат особенно объемно.
- КОНТРАЛЬТО – самый низкий голос с грудным регистром. Его обладательницам наиболее удачно удаются низкие ноты.
Мужские голоса
- КОНТРТЕНОР – самый высокий голос. Его обладатели могут исполнять в том числе женские партии.
- ТЕНОР – голос, который считается вторым по высоте. Такой певец может стать солистом только в случае, если у него будут сильные верхние ноты. Тенор может быть лирическим, баритональным, драматическим.
- БАРИТОН – средний голос, сильный и яркий, звучащий достаточно легко.
- БАС – самый низкий голос, с полным и глубоким звучанием. Разновидностями баса считаются бас-кантате, бас-профундо и центральный бас.
Виды оперы
За прошедшие столетия появилось немало самых разных разновидностей оперы. Вот наиболее интересные из них.
ОПЕРА-БУФФА – комедийная и легкая опера, в которой не затрагиваются серьезные темы, а музыкальные номера чередуются с диалогами.
ГРАНД-ОПЕРА – масштабное действие в несколько актов с большим количеством исполнителей, с оркестром, хором и балетом, костюмами и декорациями.
ОПЕРА-БАЛЕТ – французский музыкально-театральный жанр, характерный для эпохи барокко, в котором действие раскрывается средствами вокального и хореографического искусств.
РОМАНТИЧЕСКАЯ ОПЕРА – ее сюжеты отличаются мистицизмом и фантастичностью.
ЛИРИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ – монументальная и масштабная героико-трагическая опера с большим количеством инструментальных номеров.
ЗИНГШПИЛЬ – опера с разговорными диалогами, как правило, комического содержания.
Сложно ли сделать карьеру?
Вряд ли есть такие первокурсники, которые не мечтают о сольной карьере в Большом театре или «Ла Скала», о баснословных гонорарах и расписанных на ближайшие десять лет гастролях. Но к сожалению, после завершения учебы начинающие певцы нередко сталкиваются с проблемами в трудоустройстве: конкуренция в этой сфере жесткая, нужно активно искать возможности, отправлять заявки в театры при помощи различных международных сервисов, имея хорошую видеозапись, грамотно составленное резюме и рекомендательные письма, пользоваться конкурсными программами для молодежи, среди которых – Молодежная оперная программа Большого театра, Академия молодых оперных певцов при Мариинском театре, Программа для молодых талантов Королевского оперного театра «Ковент-Гарден», Британская молодежная оперная программа (Лондон), пятинедельная молодежная программа для оперных певцов La Musica Lirica (Новафелтрия, Италия) и другие.
Можно ли начать после тридцати
Карьеру оперного певца можно построить в любом возрасте. Светлана Кирпу поступала в колледж искусств в 17 лет, и на одном курсе с ней училась 37-летняя студентка, которая продвигалась по вокальному развитию намного быстрее молодежи. Есть примеры, когда в театр певцы приходили в возрасте старше 30 лет и были успешны в карьере. «Моя преподаватель пришла к музыке после четырех лет обучения в лингвистическом университете. Она окончила консерваторию и поступила на стажировку в Королевский театр «Ковент-Гарден» в Лондоне, – рассказывает Светлана Кирпу. – Это история не про удачу, а про труд, целеустремленность и интуицию, которая помогла направить на верный путь и начать заниматься любимым делом. Я думаю, все дело в том, что чем ты старше, тем лучше понимаешь свои желания и грамотнее формулируешь цель жизни».
Оксана Федорова, российская телеведущая, победительница конкурсов «Мисс Россия» и «Мисс Вселенная», начала учиться оперному пению после 40 лет.
Где учиться на оперного певца
Чтобы работать в театре по специальности, нужно окончить консерваторию или другой музыкальный вуз
В России есть пять наиболее сильных консерваторий и вузов.
- Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского.
- Российская академия музыки имени Гнесиных (г. Москва).
- Российский государственный институт театрального искусства (г. Москва).
- Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова.
- Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова.
В консерваториях обучают оперному пению в трех направлениях: вокальное искусство, камерное искусство и музыкальный театр. Обучение длится пять лет, есть возможность продолжить учиться после специалитета – в магистратуре и в ассистентуре. Стоимость обучения: в Москве и в Петербурге – до 500 тыс. руб. в год. Бюджетные места есть, но их мало. При выборе места обучения лучше ориентироваться на педагога: необходимо посмотреть, сколько учеников у него поет в театре, пел ли он сам когда-нибудь сольно на сцене, какой у него опыт. Сегодня не трудно найти в соцсетях учеников того или иного преподавателя, расспросить их лично, что нравится в процессе обучения, а к чему нужно приспособиться.
Как правило, в вузах учат не только петь, студенты:
- осваивают азы актерского мастерства, искусство танца;
- изучают английский и итальянский языки (официальный язык оперы);
- учатся играть на фортепиано;
- участвуют в студенческих театральных постановках;
- посещают мастер-классы.
Кому подойдет и не подойдет профессия
Профессия точно не подойдет человеку, который считает классическую музыку скучной, скептически относится к физнагрузкам, не готов к жесткому графику работы, не обладает усердием и не любит учиться новому. Какими качествами должен обладать оперный певец?
АРТИСТИЗМ – нужно уметь не просто петь, но и играть различных персонажей, отражать их эмоции и характер.
УПОРСТВО – необходимо много учиться, этот процесс не прекращается и после окончания вуза: постоянная работа над голосом, освоение новых техник.
УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ – важно находить общий язык со всей труппой, с дирижером и режиссером, так как оперный спектакль всегда становится результатом совместной работы.
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ – артист должен уметь выдерживать высокие нагрузки и перегрузки, без которых не обходятся ни репетиции, ни выступления.
УМЕНИЕ МЫСЛИТЬ ТВОРЧЕСКИ – певец должен погружаться не только в саму музыку, но и в ее сюжетные моменты и аспекты.
«Перед тем как ступить на путь исполнения мечты о профессии оперного певца, важно трезво оценить не только свои возможности и перспективы, но и черты характера». Светлана Кирпу
Плюсы и минусы профессии
- Театр и сцена предлагают артисту нечто большее, чем просто деньги: вдохновение, музыку, яркие эмоции, аплодисменты зрителей и незабываемый драматический опыт.
- Да, есть минусы: высокая конкуренция, нестабильность дохода, высокая психологическая и физическая нагрузка, возможные проблемы с голосовыми связками.
- Но плюсов больше: возможности для самовыражения, признание, статус, возможности для совершенствования, путешествия – гастроли открывают артисту весь мир, ну и конечно, заработок.
- Выпускники консерваторий и музыкальных институтов получают квалификацию «преподаватель вокала».
- Кому-то оказывается ближе преподавательская деятельность: выпускник может работать в государственной или частной музыкальной школе.
- Те, кто обладает предпринимательскими способностями, могут открыть свое дело.
- Солист оперы может зарабатывать от 60 000 до 200 000 рублей в месяц.
- Дополнительный заработок – гонорары, которые артист получает за участие в фестивалях, концертах и других мероприятиях.
- Оперные дивы уровня Анны Нетребко за одно выступление могут получить несколько миллионов рублей, а контракты заключаются на десятки миллионов рублей.
Фото: PR; ShutterStock/Fotodom.ru. Яворская Яна/Fotodom.ru; ShutterStock/Fotodom.ru.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl