Больше боли
Шмели умеют терпеть. Значит ли это, что им бывает больно?
Мы не знаем, что чувствует кошка, когда ей наступили на лапу, но привыкли думать, что это боль. Быть может, она не похожа на нашу, но мы можем ее распознать и ей сопереживать. Этические комиссии, у которых утверждают свои эксперименты ученые, не сомневаются в том, что больно бывает всем млекопитающим, да и вообще всем позвоночным. А с 2010 года в Европе нельзя подвергать лишним страданиям во имя науки еще и осьминогов. На очереди следующий раунд споров: чувствуют ли боль членистоногие? Рассказываем, как ученые ставят перед нелегким выбором шмелей и раков в попытках ответить на этот вопрос.
В конце сентября 2010 года члены Европарламента и Совета ЕС собрались, чтобы поговорить о головоногих моллюсках. И приравняли их к позвоночным — на основании того, что и те, и другие способны ощущать боль, страдать, испытывать стресс и еще долгое время переживать травму от них (о том, какие тому есть доказательства, мы рассказывали в тексте «Боль головоногая»).
Европейцы, правда, так и не перестали есть каракатиц и кальмаров. Директива, выпущенная ЕС, распространяется только на научные исследования, испытания лекарств, ветеринарную и клиническую практику, а также работу криминалистов — ни фермеров, ни тем более поваров среди субъектов этого документа нет. А вот тем, кто задумал эксперимент с осьминогом (в том числе следственный), теперь нужно получить разрешение этического комитета, прежде чем решиться на манипуляции, которые могут причинить животным страдания.
Тем временем другие беспозвоночные — с не таким крупным и менее сложно устроенным мозгом — еще только готовятся попасть в этические рекомендации по праву страданий и причиненных травм. Например, недавно у британских ученых вышла работа, посвященная боли шмелей.
В серии экспериментов насекомых кормили растворами разной сладости (10-, 20-, 30- и 40-процентные растворы глюкозы), а заодно нагревали некоторые боксы с едой до 55 градусов Цельсия. Выяснилось, что шмели готовы лезть в пекло, только если там их ждет максимально сладкий нектар. А если его можно добыть в ненагретой кормушке и без лишних рисков, то шмели заглядывают в горячий отсек все реже и реже.
Глядя на это, можно решить, что шмели умеют и готовы потерпеть — когда на кону по-настоящему сладкий приз. Но ученые сделали еще более сильный вывод: этот результат, по их словам, позволяет заключить, что шмелям вообще бывает больно. А если это так, то они оказываются в одном ряду с теми, чью боль официально признали в Европе: осьминогами, мышами, собаками и прочими позвоночными.
А интерпретаторы пошли еще дальше: если шмелям бывает больно, говорят они, то чувственные переживания (sentience) могут быть вообще у всех насекомых.
От редактора
Строгого эквивалента в русском языке у слова sentience нет. Нередко его переводят как «сознание». А идиоматическое sentient being — как «разумное существо». Хотя именно к разуму sentience не имеет никакого отношения — в первую очередь чисто терминологически, не онтологически (этого мы до сих пор не знаем и даже не уверены, что подобное деление имеет какой-либо смысл).
В этом тексте мы не вводим жесткого терминологического порядка, а когда речь заходит о sentience, раскрываем его смысл в конкретном контексте. Работы, на которые мы при этом опираемся, написаны людьми с самым разным научным бэкграундом и, что особенно важно, в разное время — а языковые конвенции 1980-х годов сильно отличаются от современных нам норм, да и от общества к обществу тоже. Более того, во многих научных работах слова типа sentience, consciousness, mind применительно к людям, животным и насекомым появляются в части с обсуждением и интерпретацией данных, и используются зачастую некритически.
В строгом же смысле sentience — это способность переживать чувственные феномены типа боли, наслаждения и тому подобных. В пределах понятия «сознание» sentience жестко отличается от домена cognition, к которому относятся речь, способность выносить суждение и в целом мыслить. Подробнее обо всех нюансах этих понятий в контексте сознания и мышления у животных можно почитать в Стэнфордской философской энциклопедии (SEP), например тут и здесь.
Больно?
Что такое боль, сформулировать не так-то просто. Даже если речь идет о человеческой боли (мы говорили об этом в материалах «Почему чешется» и «Просто больно»). Очередной вариант ее определения Международная ассоциация по изучению боли (IASP) приняла в 2020 году: это «неприятный чувственный и эмоциональный опыт, связанный с реальным или возможным повреждением тканей или похожий на него». Но с таким определением есть сложности — чтобы мы узнали о том, оценивает ли человек свой чувственный и эмоциональный опыт как боль, он должен нам об этом как-то сообщить. А если он не хочет или не может общаться, нам остается только предположить, что он здесь и сейчас чувствует примерно то же самое, что ощутил бы на его месте любой другой.
На другие виды перенести это определение нельзя уже хотя бы потому, что они с нами не разговаривают. Так что едва ли — и это признают даже исследователи, которые изучают боль — мы сможем, руководствуясь такой дефиницией, узнать, действительно ли животным больно. Можем разве что выяснить, есть ли у них механизмы, которые в принципе позволяют чувствовать боль.