Бой бабы, или Зачем дерутся женщины
Все-таки в женских драках есть нечто странно-завораживающее. И мужчины во все времена этим пользовались.
Есть такое замечательное выражение — «в среднем». Так вот, в среднем девочки дерутся гораздо реже мальчиков. Уже в возрасте 7–8 месяцев они начинают демонстрировать куда большее миролюбие: реже отпихивают и лягают других детей, спокойнее мирятся с тем, что у них отнимают бутылочки и садятся им памперсом на голову.
Конечно, все дети разные, но на пять зверообразных мальчиков в среднем найдется только одна дикая девочка с рогаткой. Это социологический факт, зафиксированный бесстрастными летописцами детских комнат милиции.
Ученые объясняют это различной концентрацией тестостерона и адреналина в женском и мужском организмах, ссылаясь на то, что для проявления агрессии нам необходимо располагать немалым боезапасом этих гормонов. А периодическое появление на свет благонравных мальчиков и злющих девочек объясняется тем, что, когда дело доходит до частностей, выражение «в среднем» можно смело сдавать в утиль.
Так что женщины все же иногда дерутся. Даже друг с другом. И это зрелище всегда волновало мужские умы, ведь мы от природы любим драки и женщин. И когда женщины выходят на арену, мы невольно медлим, прежде чем кидаться их разнимать.
Гладиаторши
Римские авторы, занимавшиеся черным пиаром императора Калигулы, не побрезговали ни одним известным пороком, который можно было бы приписать этому молодому человеку. Преследовали они цель благую: нужно было опорочить его ветку императорского рода, чтобы закрыть доступ к власти ее представителям. Правда, император, находившийся у власти всего три с половиной года, большую часть этих лет провел в скучных военных походах и в Риме практически не бывал, но эти унылые факты никого не интересовали. Теперь все на свете убеждены, что Калигула был кровожадным извращенцем. Ведь в разнообразных жизнеописаниях тщательно перечислено, как он сожительствовал с сестрой, кормил рыб сенаторами, осквернял храмы и — о ужас! — устраивал бои с голыми гладиаторшами прямо у себя в спальне, в то время как требование к боям гладиаторш было жестким: «Непотребства на арене не демонстрировать!» Костюм гладиаторш был отменно закрытым, шился он из темной проклепанной кожи и щетинился многочисленными щитками.
Сражались дамы в основном между собой (не до смерти) и с животными (не очень большими). Бои женщин с мужчинами были запрещены, так что легенда о знаменитой Герардеске, сподвижнице Спартака, прирезавшей на арене более двухсот гладиаторов, является, безусловно, легендой. Пусть барышня и существовала в реальности, но ее подвиги явно были скромнее. С целью подогрева зрительского интереса женщин, несомненно, ставили иногда в пару с мужчинами (иначе зачем было штамповать столько указов, категорически это запрещающих), но массовым сие явление быть не могло. Впрочем, известно, что запрет пытались обходить, позволяя женщинам бои с мужчинами-инвалидами. Та же Герардеска, по легенде, погибла в бою с двумя карликами, один из которых отвлекал ее внимание, а другой подобрался сзади и вонзил трезубец ей в почки. Сохранились письменные свидетельства и о том, кого набирали в гладиаторши. В отличие от мужчин, которые могли пойти в гладиаторы добровольно (и рабы, и вольные граждане), девушек-бойцов можно было набирать только среди преступниц, причем по их согласию — в качестве альтернативы смертной казни.
И становится понятно, почему женские бои никогда не были такими кровопролитными, как мужские: очень невелик был приток кандидатур. Поэтому ланисты — содержатели гладиаторских школ и антрепренеры бойцов — тряслись над каждой своей молодой, сильной и привлекательной гладиаторшей, как над горшком с золотом, коим каждая из них, собственно говоря, и являлась. Тем более что у всех этих Паулин, Беллон и Перепетуй имелся обычно и свой влиятельный покровитель, который вполне мог выпустить кишки из ланиста, допустившего гибель или увечье красавицы на арене.
Лишил римлян удовольствия наслаждаться боями и телами гладиаторш император Септимий Север. В 200 году н.э. он издал указ, запрещавший гладиаторские поединки вообще, как мужские, так и женские.
Дуэлянтки
Дуэли чести на шпагах, кинжалах и пистолетах периодически случались и между представительницами прекрасного пола. Одним из первых упоминаний такой дуэли является описание «неапольского поединка». В 1552 году некий красавец Фабио де Зересола стал причиной ссоры Изабеллы де Карази и Димабры де Петинеллы. Их дуэль особенно потрясла жителей Неаполя тем, что, судя по слухам, дамы фехтовали обнаженными по пояс, стремясь нанести укол в голую грудь соперницы.