Неоправданная жестокость: насколько необходимы блокировки аниме
Начиная с 1980-х годов аниме перестало быть мультиками для маленьких. Оно поднимает в сюжетах философские вопросы жизни и смерти и не стремится ограждать зрителя от реальности, объясняет специалист по японской культуре, преподаватель НИУ ВШЭ Юлия Магера. Блокировки аниме-сериалов в России показывают односторонний взгляд на японскую культуру и нежелание разобраться в проблематике
Колпинский районный суд Петербурга принял решение о запрете популярных японских аниме «Тетрадь смерти» и «Инуясики» — под блокировку попали две конкретные веб-страницы из-за отсутствия на них маркировки «18+». Иски против показа аниме-сериалов стали поступать в суд Санкт-Петербурга еще в декабре 2020 года — список сериалов, которые прокуратура предложила запретить на территории России, постоянно менялся, но в итоге в поле зрения надзорного ведомства попали «Тетрадь смерти», «Инуясики», «Токийский гуль», «Эльфийская песнь». Прокуратура сочла, что эти аниме пропагандируют насилие, провоцируют агрессию и суицидальные намерения.
Поводом к блокировке аниме послужил несчастный случай, произошедший с подростком одной из школ Санкт-Петербурга. По информации СМИ, школьник, пытавшийся покончить с собой, якобы носил красный галстук, похожий на галстук главного героя «Тетради смерти» — Ягами Лайта. При этом ничего не сообщается о том, был ли учащийся знаком с этим произведением.
В конечном счете остается неясным, по каким критериям мишенью для критики стали именно эти четыре аниме, но несомненно одно — японскую анимацию пытались представить как ориентированную исключительно на детей, что фактически неверно. В частности, три сериала («Инуясики», «Токийский гуль», «Эльфийская песнь») имеют рейтинг «18+». Такие же возрастные ограничения распространяются на выходившую в России мангу «Тетрадь смерти».
Утверждать, что жанр аниме рассчитан на детскую аудиторию и ею ограничивается, как минимум некомпетентно. Уже начиная с 1980-х годов аниме перестало быть мультиками только для детей. В японской популярной культуре появилось четкое разграничение целевой аудитории по возрасту и полу: