Блокировка дифференциала: чтобы ехать увереннее и быстрее
Autonews.ru объяснил, как работает блокировка дифференциала
Обычный дифференциал имеется у любого автомобиля с двигателем внутреннего сгорания кроме карта, а вот наличие блокировки диффа говорит о том, что модель обладает повышенным потенциалом на бездорожье.
Что такое блокировка дифференциала
Блокировка дифференциала — это устройство, позволяющее устранить/смягчить главный недостаток свободного дифференциала. Последний является частью трансмиссии и позволяет колесам ведущей оси (осей в случае полного привода) вращаться с разной скоростью при наезде на неровности или в поворотах, когда колеса движутся по траектории разной длины. Без дифференциала/ов в таких ситуациях ведущее/ие колесо/а одного борта пробуксовывало/и бы, что негативно отразилось бы на управляемости автомобиля и вызвало бы преждевременный износ покрышек.
Главный недостаток свободного дифференциала заключается в том, что при пробуксовке одного из ведущих колес (или обоих на общей оси у машин с полным приводом) такой дифференциал именно на него/них направляет основное усилие (крутящий момент) от ДВС, в результате чего автомобиль утрачивает способность двигаться или недостаточно активно ускоряется на выходе из поворота, когда из-за крена ведущее/ие колесо/а одного борта разгружается/ются и начинает/ют проскальзывать.
Включение блокировки дифференциала/ов создает жесткую связь между ведущими колесами/осями, что позволяет эффективно реализовать усилие, передаваемое от двигателя. Это может пригодиться при:
- Преодолении сложного участка на бездорожье.
- На скользкой дороге при возникновении пробуксовки.
- При активном стиле вождения на извилистой трассе.
Для чего нужна блокировка дифференциала
Для блокировки дифференциала необходимо выполнить одно из двух действий:
- Соединить корпус дифференциала с одним из приводных валов трансмиссии.
- Ограничить вращение сателлитов, являющихся компонентами дифференциала.
Виды блокировок дифференциала
Степень блокировки
По степени блокировки различают две группы дифференциалов:
- Обеспечивают полную блокировку дифференциала с возможностью передачи всего усилия от ДВС на колесо, сохраняющее сцепление с поверхностью. Блокировки этого типа включаются как вручную, так и автоматически.
- Обеспечивают частичную блокировку дифференциала и позволяют автомобилю двигаться, пока разница в сцеплении колес с поверхностью не превысит определенного предела. Такие блокировки включаются только автоматически.
Степень блокировки демонстрирует соответствующий коэффициент, который выражает отношение усилия на колесе, сохраняющем контакт с поверхностью, к усилию на буксующем колесе. У симметричного свободного дифференциала коэффициент блокировки равен единице, т.е. крутящий момент на колесах одной оси всегда делится поровну. Усилие возникает только когда к чему-либо приложено. Нет объекта приложения — нет и усилия. В случае, если одно из колес буксует/вывешено, крутящий момент на нем стремится к нулю или равен ему, что автоматически существенно снижает/обнуляет усилие на втором колесе. Блокировка позволяет нарушить эту симметрию. Чем выше коэффициент блокировки, тем большее усилие передается на колесо, сохраняющее сцепление с поверхностью, и тем лучше автомобиль справляется с пробуксовкой.