Бизнес до востребования: как польский предприниматель переизобрел почту
Польский «почтовый король» Рафал Бжоска оказался на грани банкротства, но смог вывести компанию InPost на новый уровень благодаря постаматам, потратив на это 20 лет

Польский предприниматель Рафал Бжоска потратил почти 20 лет на преобразование InPost — основанный им в общежитии колледжа бизнес по почтовой рассылке купонов из супермаркетов, — в коммерческую почтовую службу с годовым доходом $120 млн. Но конкуренция с государственной почтой давала о себе знать. К 2016 году у него накопился долг в $65 млн, и Бжоски лихорадочно пытался найти новых инвесторов прежде, чем к нему придут судебные приставы.
«Одним из поворотных моментов в переговорах с новыми инвесторами стал момент, когда я сказал: «Я хочу заплатить всем владельцам облигаций, всем банкам, всем людям, которые ссудили нам деньги», — вспоминает Бжоска, которому сейчас 43 года. — Инвесторы спросили почему, и я сказал им: «Я хочу жить в этой стране, но у меня только одно имя, одно лицо».
Инвесторов не интересовала умирающая почтовая служба Бжоска, их интересовала дочерняя компания, которая занималась автоматизированными почтовыми станциями или постаматами для онлайн-торговли, которую он основал в 2010 году. Amazon и другие интернет-магазины доставляют заказы в эти уличные сейфы размером с холодильник: установка одного такого ящика стоит около $20 000. Они пользуются популярностью, поскольку в Европе почтальоны редко оставляют посылки на крыльце.

Летом 2016 года, находясь на грани банкротства, Бжоска принял решение закрыть почтовый бизнес, однако затем на помощь ему пришел Advent International — в апреле 2017-го инвестиционный фонд из Бостона провел делистинг InPost. Сделка на $110 млн помогла выплатить долги компании и предоставила Бжоска еще $125 млн на то, чтобы увеличить его сеть постаматов для посылок почти в два раза: спустя год она насчитывала 4400 почтовых станций.