«Билеты — валюта дороже денег». Как бесплатные «вписки» влияют на индустрию развлечений
Огромное количество людей в России ходят на концерты, фестивали и вечеринки бесплатно. Это называется «вписка». Forbes Life разбирается, насколько это влияет на прибыль организаторов мероприятий и культурную жизнь в целом
Московские фестивали страдают не только от переменчивой погоды: не меньший урон их бюджету находит привычка городской публики посещать мероприятия, не платя за билеты. Верным признаком каждого лета несколько лет назад был пост в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) от Юрия Сапрыкина, намекающий или уговаривающий платить за билет на Пикник «Афиши» (в память о гостевом беспределе остался, например, один такой плакат). Родственники и друзья фестиваля, поддерживающие и сочувствующие — все они предполагают, что смогут пройти на него бесплатно. Это бич не только музыкальной индустрии: в качестве спасения московские театры придумывают специальные меры и «дружеские билеты» за символическую стоимость. Новое пространство от создателей «Армы» Mutabor во всех первых интервью чуть ли не в качестве манифеста постулировало, что «вписок не будет».
Forbes Life решил опросить музеи, театры и музыкантов города о том, насколько серьезный урон их жизни и бизнесу наносит желание друзей друзей приходить бесплатно.
Концерты и фестивали
По мнению сооснователя и программного директора SOUND UP Вероники Белоусовой, «список гостей — это математика и стратегия продюсера. Мы с моим партнером Евгенией Лассарь не устаем объяснять, почему у нас нет вписок и что в гест-лист события попадают только журналисты и партнеры.
«Культуру, в первую очередь, губят не вписки, а безразличие к ней государства»
Когда площадка позволяет, мы с радостью приглашаем музыкантов-участников фестиваля, потому что понимаем, насколько им важно быть в контексте и что многие из них не могут себе позволить купить билет на SOUND UP за 2 — 3 тысячи рублей.
Но все же культуру в первую очередь губят не вписки, а безразличие к ней государства, плохой вкус людей у руля, больная экономика страны, отсутствие института меценатства, отсутствие достаточного количества фондов, поддерживающих проекты в области культуры. Надеюсь, что когда-нибудь это изменится, и независимые продюсеры перестанут быть одиноким воинами на поле современной культуры».
Управляющий директор Пикника «Афиши» Дарья Шульга отмечает, что бесплатные билеты приносят пользу в том случае, если отдавать их контрибьюторам фестиваля: «Конечно, если бы все вписки мы конвертировали в деньги, прибыль была существенно больше, но мы стараемся раздавать их людям, способствующим пиару [события]. К тому же у тех, кто очень хочет попасть на «Пикник», но не готов платить за билет, есть возможность выиграть его в конкурсах: билеты мы разыгрываем ежегодно».
Нина Дымшиц, пиар-директор Еврейского музея и центра толерантности, рассказывая о количестве плативших и не плативших посетителей, упоминает следующие цифры: «На выходных у нас прошел фестиваль израильской музыки. За билеты точно не платило 600 человек. По билетам прошли 1200, но из них треть были куплены день в день по самой высокой цене. Не нужно забывать, что из этих 600 человек значительную долю составляли гости и партнеры музея, которых приглашали специально — а не бывшие сотрудники и их друзья».
Алина Петрова, сооснователь ансамбля Kymatic, подчеркивает, что «платить за концерт у нас не принято. И верно это для любого мероприятия, связанного с искусством. Как будто бы оно должно быть доступным и бесплатным как часть чего-то большего: просвещения или образования, которое тоже должно быть бесплатным и доступным каждому вне зависимости от желания его получить или оценить. Бесплатные концерты при участии больших артистами по ДК и сараям необъятной СССР были нормой (из рассказов Мстислава Ростроповича). Сейчас такая модель проведения концертов невозможна: Любое мероприятие — будь то большой фестиваль на неделю с приглашенными артистами или маленький концерт на один вечер — связан с финансовыми рисками и вложениями. Покупка билетов, конечно же, полностью не покрывает все риски, но существенно облегчает его жизнь и помогает создавать и расширять программу, быть радикальнее или смелее.