Вспышечная: Фотографии, изменившие мир
Мир не меняется мгновенно. Но иногда, чтобы человечеству открыть новую дверь, достаточно толчка. Этим толчком может стать одна-единственная фотография.
Что там, за дверью, мы не узнаем, пока не откроем ее. Дорога к научному прорыву или годы тяжелой борьбы за свои права; новая надежда или трагедия, которая заставит нас переоценить свою жизнь и жизнь других.
Для центрального материала июльского номера редакция Esquire, заручившись поддержкой ведущего научного сотрудника НИИ Российской академии художеств Ирины Чмыревой, отобрала 10 фотографий – первых в своей области, ставших достаточно значимыми, чтобы спровоцировать глобальные изменения в мире.
Кроме того, мы изучили, как экспериментировали с фотографией известные режиссеры Дэвид Линч, Вим Вендерс и Антон Корбейн и публикуем избранное из их фотоальбомов; разобрались, как скриншоты из видеоигр стали феноменом в современном искусстве, и записали историю дружбы британского фотографа Дэниса О’Ригана с Дэвидом Боуи – мы печатаем ее вместе с эксклюзивными снимками музыканта.
1СМИ
Фотография «Баррикады на улице Сен-Мор» (Barricades on rue Saint-Maur), сделанная в разгар июньского восстания 1848 года в Париже, стала первым снимком, опубликованным в газетах.
Фотограф: Неизвестен
Barricades on rue Saint-Maur 1848
21 июня 1848 года французский политик альфред пьер фаллу, возглавлявший комиссию по вопросу Национальных мастерских – цехов для безработных, где те могли найти подработку, – заявил об их упразднении. 22 июня на площади Бастилии собрались тысячи человек, кричавших: «Свобода или смерть»! 23 июня толпы безработных брали штурмом полицейские участки и оружейные склады и возводили баррикады, на которых висели растяжки «Хлеба или свинца! Свинца или работы! Жить, работая, или умереть, сражаясь!». В забастовке участвовало около 40 тысяч человек. Так начались события, впоследствии названные историками июньским восстанием.
На борьбу с повстанцами были брошены 15 тысяч военных под руководством генерала Луи Кавеньяка, известного своей жестокостью. Власти разрешили ему выносить бастующим смертный приговор без всякого суда. 24 июня начались жестокие бои, восставшим удалось захватить Пантеон и окружить здание ратуши. Но Кавеньяк запросил подкрепление, включая артиллерию, и повстанцев оттеснили на окраину.
26 июня пала последняя баррикада. За три дня гражданской войны погибли от четырех до пяти тысяч мятежников и 900 военных. Семь тысяч повстанцев отправились в тюрьму, четыре тысячи – на пожизненную каторгу. В историю фотографии вошел снимок баррикад на улице Сент-Мор накануне штурма, он стал первой фотоиллюстрацией, опубликованной в СМИ. Кадр появился в специальном выпуске L’Illustration, посвященном восстанию. Оригинал снимка хранится в музее Орсе.
2Шоу-бизнес
Снимок актрисы Бетти Грейбл – один из главных символов Второй мировой для всей Америки.
Фотограф: Франк Повольны
Portrait 1943
В 1943 году американская актриса Бетти Грейбл снялась в мюзикле «Милая Рози О’Грэйди». В рамках рекламной кампании фильма она позировала фотографу студии 20th Century Fox. Уже после завершения съемки фотограф попросил Грейбл сделать еще один кадр – где девушка стоит спиной, оглядываясь через плечо и ослепительно улыбаясь. Этот снимок стал прототипом для первого пин-ап-плаката: изображение платиновой блондинки, ставшей сверхпопулярной задолго до Мэрилин Монро, печатали тиражом больше 50 000 экземпляров каждый месяц.
Образ Бетти Грейбл – не выдуманной, а реальной девушки, чьи ноги и улыбка были застрахованы в Lloyd’s London на сумму в миллион долларов, стал для американских солдат практически священным. В годы Второй мировой войны они вешали плакаты с Бетти на стены казарм, изображение наносили на фюзеляжи бомбардировщиков, складывали вчетверо и носили рядом с сердцем. «Парень, она ждет тебя дома». Хью Хефнер, записавшийся в армию в конце 1944-го, признавался, что именно изображение Грейбл вдохновило его на создание журнала Playboy.
Позднее журнал Time назвал этот кадр одной из ста самых влиятельных фотографий за всю историю, а издание Life включило фотографию в список «100 фотографий, изменивших мир».
3Космос
«Восход Земли» – снимок, сделанный американским астронавтом с лунной орбиты в конце 1960-х, стал символом борьбы для антивоенных и природоохранных организаций.
Фотограф: Уильям Андерс
Earthrise 1968
21 декабря 1968 года с космодрома во флориде, США, стартовала ракета-носитель «Сатурн-5». Она вывела на околоземную орбиту «Аполлон-8», перед экипажем которого стоял ряд амбициозных задач: впервые в истории преодолеть земное притяжение, долететь до Луны и провести фотосъемку ее поверхности. Экипажу «Аполлона-8» удалось даже больше: снимок Земли, сделанный пилотом лунного модуля Уильямом Андерсом с орбиты спутника, стал одной из самых значимых фотографий в истории – в последующие десятилетия она стала символом борьбы для ряда антивоенных и природоохранных организаций.
«Поверхность Луны похожа на грязный пляж», – впоследствии вспоминал Андерс в интервью The Guardian. Неудивительно, что, заметив бело-голубую Землю, единственный цветной объект в обозримой Вселенной, он немедленно потянулся за «Хассельбладом» и сделал этот кадр.