Беспилотные автомобили: из-за чего Россия безнадежно опаздывает
Не технологии, а регуляторика страны мешает развивать беспилотный транспорт. Исправится ли ситуация?
На днях компания Boeing провела успешные летные испытания своего летающего беспилотного такси. Мир еще не успел пересесть на беспилотные автомобили, а уже стоит на пороге новой транспортной революции. Россия пока отстает от общемировой тенденции, причем не технологически, а в создании законов. Но «лед тронулся».
В 2018 году случилось эпохальное для отрасли событие. 26 ноября премьер-министр подписал постановление Правительства РФ «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств». Так в России впервые появился хотя бы какой-то акт регулирования инновационного колесного транспорта, проще говоря — «беспилотников». До этого момента формально их можно было тестировать только на полигонах.
Подстройка законов
Российское законодательство не предусматривает «беспилотные» машины. Что неудивительно — это проблема знакома всем странам мира. Поскольку без корректировок правовой базы даже тестировать их практически невозможно, в мире повсеместно стали приниматься новые законы.
Например, в США специальное регулирование введено как минимум в половине штатов, что неудивительно — этот процесс начался еще в 2011 году. Другой пример — Германия, где еще в середине 2017 года изменили ПДД, чтобы открыть дороги общего пользования для высокоавтоматизированных машин. Они должны быть оснащены специальным черным ящиком, а ответственность за причинение вреда для таких авто удвоена. Зато водителю официально разрешено отвлекаться от управления машиной — он должен лишь сохранять «достаточную внимательность», чтобы взять управление на себя, если этого потребует система или дорожная обстановка.
К 2017 году законодательство, разрешающее тестирование беспилотного транспорта, было принято во всех скандинавских странах. Последней из них стала Норвегия, в которой закон «Об испытаниях высокоавтоматизированных автотранспортных средств» вступил в силу с 01 января 2018 года. Он позволит проводить испытание машин с любой степень автоматизации на дорогах общего пользования. Это распространяется даже на те случаи, когда водителя в машине вообще нет.
Не отстают и азиатские страны. Дальше всех продвинулся Сингапур. В этой стране также разрешено тестирование всех видов беспилотных транспортных средств, и голландская компания 2getthere активно тестирует там беспилотник на магнитной подушке (!). Там же тестируются беспилотные грузовики, автобусы и шаттлы. По замечаниям экспертов, это объясняется не только приличной инфраструктурой, но и внятным законодательством.