Следователь
Следователь по особо важным делам Следственного комитета с трудом подбирает слова для описания волшебной романтики такой работы.
Расскажи, чем следователь отличается от оперативника.
Следователь – лицо процессуальное, работает преимущественно с документами, облекает абстрактное обвинение в прокрустово ложе Уголовно-процессуального кодекса. В грубом приближении и в большинстве случаев следователь руководит оперативниками – дает им поручения и так далее. Но бег по крышам, засады, задержания и прочая джеймс-бондовщина – это у них. У меня вот даже пистолета нет.
Предлагали ли тебе взятку и как ты себя должен вести по закону в таких случаях?
Предлагали. По правилам я должен уведомить руководство, собственную безопасность и сдать взяткодателя. Так и я поступал неоднократно. Иногда, конечно, соблазн возникал, но в эту лотерею я не играл, поэтому с тобой сейчас и разговариваю. Верный признак для взяткодателя, что сейчас его задержат, – это вопрос «Осознаете ли вы, что это незаконно?».
Сколько дел одновременно ты ведешь?
Сейчас семь дел в производстве. Какие-то больше требуют времени, какие-то – меньше. Справляюсь, в молодости было сложнее. Сейчас у меня есть так называемые групповые следователи, прикомандированные к Центральному аппарату из региональных подразделений – значительную часть дурацкой бумажной работы они берут на себя.