Бедность не порог: как культурная революция в Перми создала русское бедное искусство
Как история о бедном искусстве, придуманная 13 лет назад Маратом Гельманом в Перми, стала глобальным трендом российского совриска
В конце марта в московской галерее Heritage открылась выставка «Антология бедного в изобразительном искусстве и дизайне. Диалог России и Италии». Тема выставки, по сути, еще один раунд разговора, который затеяли в 2008 году в Перми Сергей Гордеев, тогда сенатор от Пермского края, пермский губернатор Олег Чиркунов и галерист и политтехнолог Марат Гельман. Тогда в здании бывшего речного вокзала в Перми открыли «Русское бедное» — более 100 работ 36 современных российских художников. Куратором выставки выступал Гельман, Гордеев — меценатом, а Чиркунов — покровителем, одним из идеологов «культурной революции». В сопроводительном тексте Гельман писал: «Бедное искусство, с моей точки зрения, и есть настоящее искусство. Богатое перешло в другие сферы, оно адаптировано, съедено, стало рекламой, дизайном, журнальной красотой, чем угодно, потеряв свойство быть искусством». Получив с легкой руки Гельмана свое название, «русское бедное» зарезервировало себе место в истории современного искусства и вместе с ним, как показывает практика, неплохие рыночные позиции. Гельман живет в Черногории, Чиркунов делает вино на юге Франции, Гордеев отказывается говорить о своих пермских проектах, «культурная революция» в Перми официально позабыта и позаброшена, но идея «русского бедного» живет и побеждает уже 13 лет. Forbes Life разобрался, в чем секрет успеха бедного искусства.
Непонятное, но любопытное в Брюсселе и Москве
Московская серия «русского бедного» сменяет бельгийскую. На ярмарке BRAFA в Брюсселе в этом году она проходила в формате онлайн, галерея Краснянской Heritage (единственная русская участница третий год подряд) тоже представляла арте повера и «русское бедное». Узнаваемая фигура собаки Сергея Шеховцова, похожая на тех, что в 2008 году показывал Гельман в Перми, но окрашенная эмалью под Поллока, выставлялась за €12 000. Работа Валерия Кошлякова 2000 года была оценена в €110 000. Кристина Краснянская объясняет: «Западным коллекционерам понятна значимость итальянской составляющей, а русская — скорее любопытна. В прошлом году один бельгийский коллекционер, живущий между Брюсселем и Лондоном, у нас на BRAFA купил всего Шеховцова, которого мы туда привезли. По итогам этого года есть уже отдельные запросы».
Продолжая тот же логический ряд, что и на пермской выставке 2008 года, проекты на BRAFA и в Москве показывают тех же художников, но расширяют ряд авторов. Как говорит Николай Полисский, «чем еще может заниматься русский художник, если не бедным искусством». В галерее на Петровских линиях не только работы Полисского, Кошлякова, Шеховцова и Бродского, но и новый проект молодой художницы Анны Слобожаниной «Приданое», посвященный традициям Русского Севера, где сочетаются графика, керамика и видео-арт.