Толковый словарь электромобилиста

АвтопилотАвто

Электрокарский cловарь. Мужская версия

Издание первое, дополненное

Под редакцией Виталия Тищенко

С тех незапамятных времен, когда телефоны были большими, а телеэкраны – маленькими, автолюбителя отличает особый лексикон. Но если ваш автомобильный сленг – ровесник дедушкиных «Жигулей», вынуждены огорчить. Жизнь придумала не только новые песни. Слова «жиклер», «трамблер» и «подсос» позабыты даже слесарями в автосервисах. Автомобиль на наших глазах судорожно пытается соскочить с нефтяной иглы и воткнуться в розетку. Автовладельцу остается лишь осваивать новые смыслы, смутно знакомые по школьному учебнику физики, раздел «электричество». Или застрелиться из заправочного пистолета с «девяносто вторым»... Выбираете жизнь? Наш толковый словарь электромобилиста вам в помощь!

Аа: Аэродинамика

Конструкторы электромобилей (сокращенно EV, Electric vehicles) одержимы идеей машины, которая при движении не тревожит встречный воздух. Обтекаемость равна тишине: рев турбулентного потока, не заглушаемый ревом ДВС, давит на уши заметнее. А слоган «Тише едешь – дальше будешь» надо понимать буквально: лучше обтекаемость – меньше затраты энергии на движение – больше пробег до подзарядки. И хотя рваный ритм городского трафика позволяет вернуть часть затраченного (см. Рекуперация), на шоссе такого шанса нет. Отсюда все эти выдвижные ручки дверей, «аэродинамические» колесные диски и гладкие морды без отверстий. По крайней мере, такова официальная версия. Хотя не исключено, что все это придумали дизайнеры – чтобы их «автомобили будущего» не напоминали Lada Niva Legend.

Бб: Батарея тяговая

Источник энергии для движения электромобиля, а точнее, постоянного тока напряжением 400 или 800 вольт, база высоковольтной подсистемы EV. Подобно бензобаку, бывает разной емкости (см. Единицы измерения): чем больше, тем круче, но при этом тяжелее и дольше заряжать. В отличие от бензобака, устроена сложно. Неверно представлять батарею цельным кристаллом криптонита, способного магически накапливать и отдавать заряд (см. Химия). В основе – «пальчиковые» аккумуляторные ячейки (см. Ячейка), собранные в пакеты. Часто имеет встроенную систему охлаждения и обогрева (см. Термостатирование) и непростую форму, чтобы заполнить все отведенное пространство. Заключена в огнеупорный, водонепроницаемый и ударопрочный корпус, способный уцелеть даже в серьезной аварии. Хотя, как известно из новостей, периодического самовозгорания EV это не отменяет.

Вв: время зарядки

 

Количество проведенных у розетки часов и минут – вот что волнует владельца EV больше всего. После наличия самой розетки, разумеется. Зависит оно от многого – емкости, конструкции и степени заряда батареи, типа и мощности зарядного устройства (ЗУ), температуры воздуха (см. Зарядка, Станция). Варьируется от бесконечности (ну ладно, суток), если подключить EV к бытовой электросети, до десятков минут при зарядке от мощной специализированной станции. Производители любят указывать время заряда от 10–20 до 80 процентов емкости батареи, поскольку в этом интервале используется максимальная для данной батареи мощность зарядки. Но сравнивать разные EV удобнее по запасу хода (см. Дальность), набранного за условный «час у розетки». Или полчаса. Или пять минут – как маркетологи скажут. Первые чемпионы в этой дисциплине – корейские Hyundai Ioniq 6 и Kia EV6 (1200–1400 км за час), однако рекорды сегодня обновляются едва ли не ежемесячно.

Гг: гибриды

Машины на комбинированной тяге – ДВС плюс электромотор с небольшой батареей. Плюсы – независимость от розетки, резвость вкупе с экономичностью в городе благодаря рекуперации (см. соотв. статью, далее – см.), возможность езды в «чистом» электрорежиме. Минус – за городом электричество и резвость быстро заканчиваются. По-английски обозначаются HEV или PHEV, если батарею на стоянке можно зарядить от сети. Бывают параллельные, когда ДВС и электричество вращают колеса сообща, и последовательные, если тянет только электромотор, а ДВС крутит генератор для подзарядки батареи на ходу.

Дд: Дальность хода

Пробег без подзарядки – расстояние от розетки до розетки, которое способен проехать EV. Определяется отношением емкости батареи к условному расходу энергии на 100 км пробега. Почему условному? Потому что, помимо собственно техники, расход зависит от режима движения, погоды, темперамента водителя и включенных комфортных опций – печки, кондиционера или музыки. Последние, кстати, могут съесть до 30 процентов расчетного пробега. Точных цифр вам не назовет никто: слишком много переменных в этом уравнении. Самые дальнобойные EV сегодня обещают до 700–800 км на одной зарядке. Любопытно, что прошлогодний российский EV-бестселлер Zeekr 001 отличился и здесь: в мае на китайский рынок вышла версия с заявленным запасом хода в 1000 километров! Хотя многое тут зависит от того, как считать (см. Цикл испытательный).

Ее: Единицы измерения

Прощаемся с олдскульными «л.с.» и «л на 100 км». У тока свои параметры: сила в амперах (А) и напряжение в вольтах (В). Мощность – произведение этих величин, измеряется в ваттах (Вт), а точнее, в тысячах ватт, то есть киловаттах (кВт). Дальше сложнее, но будем считать, что емкость, или запасаемая энергия батареи, – это ее способность гарантированно отдавать ток определенной мощности в течение определенного времени. Измеряется в киловатт-часах (кВт•ч): соответственно, полностью заряженная батарея емкостью 1 кВт•ч должна выдавать ток средней мощностью 1 кВт в течение часа. Расход энергии, или экономичность, – это количество киловатт-часов, затраченных на 100 км пробега (кВт•ч/100 км): тут наконец-то видна аналогия с ДВС. То есть батарея емкостью 100 кВт•ч при среднем расходе в 20 кВт•ч/100 км обеспечивает 500 км пробега без подзарядки. Теоретически (см. Дальность хода).

Жж: ЖК-дисплей

Чтобы EV стал пользователю ближе и роднее, конструкторы стараются превратить его в гаджет на колесах. Поэтому все, чем можно управлять при помощи тачскрина, управляется в нем при помощи тачскрина. Или нескольких. Даже если это непривычно или неудобно. Руль с педалями акселератора и тормоза пока на месте, но инженеры-футуристы не сдаются. Руль, например, уже делают в виде самолетного штурвала.

Зз: Зарядка

Пополнение заряда тяговой батареи – волнующий и, как правило, длительный процесс (см. Время зарядки). Лучший способ его ускорить – «залиться» постоянным током (DC) от мощной станции типа тесловского «Суперчарджера» (см. Станция). Неудивительно, что таких станций мало, а стоимость киловатт-часа на них самая высокая. Больше распространены другие терминалы ускоренной зарядки – тоже DC, но более скромной мощностью 50–60 кВт. Например, столичные «Энергия Москвы», на которых заряжаются бесплатно. В них же применяется и более доступный формат зарядки переменным током (AC). Но для «заливки» в батарею AC надо преобразовать в DC, чем в EV занимается бортовое зарядное устройство мощностью до 22 кВт. Это сильно замедляет дело. Возможна и зарядка от бытовой электросети AC напряжением 380 или 220 В – если в ближайшие 8–12–24 часа машина вам не понадобится. Конечно, потребуется и провод с подходящими разъемами. Для DC они свои (европейского, японского, китайского или «тесловского» стандарта), для АС – свои, тоже разные. Хотя бывают и комбинированные. Один – на машине, другой – на зарядной станции. И все это должно совпасть. При несовпадении помогают переходники, но не всегда. Ведь станция, чтобы начать зарядку, должна «договориться» с машиной, а вы же знаете, как привередливы бывают эти компьютеры. Тем более что с ввезенным по-дикому EV не всегда договаривается даже владелец. Поэтому производители экспериментируют и с беспроводной зарядкой EV, и даже с зарядкой прямо на ходу – говорят, в Великобритании такие специально оборудованные трассы уже есть.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Второе непришествие Второе непришествие

Обновленная Skoda Octavia – что осталось за кадром

Автопилот
Вы никогда этого не делали — и очень зря: как правильно чистить фен для волос Вы никогда этого не делали — и очень зря: как правильно чистить фен для волос

Для того, чтобы фен служил как можно дольше, его необходимо периодически чистить

ТехИнсайдер
Деревянный монолит вместо бетонного Деревянный монолит вместо бетонного

АФК «Система» выводит на рынок девелопмента многоэтажные деревянные дома

Эксперт
Татьяна Устинова: «Я научилась слушать» Татьяна Устинова: «Я научилась слушать»

Писательница Татьяна Устинова – об опыте работы телеведущей и детективах

Лиза
Старикам везде у нас почет Старикам везде у нас почет

Самые уважаемые автомобильные марки в современной России

Автопилот
«Неужели все мужики такие, как говорит мама?»: история одного побега из дома «Неужели все мужики такие, как говорит мама?»: история одного побега из дома

Как дети справляются с утратой привычной жизни — и справляются ли?

Psychologies
Как медитировать правильно: рекомендации экспертов Как медитировать правильно: рекомендации экспертов

Как медитировать в домашних условиях, чтобы от этого была польза?

Psychologies
Самые большие паровозы Самые большие паровозы

Среди паровозов были просто гиганты, тянувшие огромное количество вагонов

Зеркало Мира
Топ-20 самых быстрых кроссоверов и внедорожников Топ-20 самых быстрых кроссоверов и внедорожников

Нынешний год можно смело назвать годом топовых кроссоверов и внедорожников

4x4 Club
Интервью с руководителем и управляющим партнером Ассоциации REPA Юлией Солодовниковой о рынке недвижимости Интервью с руководителем и управляющим партнером Ассоциации REPA Юлией Солодовниковой о рынке недвижимости

Юлия Солодовникова: из чего складывается репутация строительных компаний

СНОБ
АКРА прогнозирует в 2024 году очередной рекордный урожай зерна АКРА прогнозирует в 2024 году очередной рекордный урожай зерна

В нынешнем году Россия может собрать второй по объему урожай зерна

Forbes
У молодого поколения мозг больше. Это влияет на развитие слабоумия У молодого поколения мозг больше. Это влияет на развитие слабоумия

Больший размер мозга говорит о здоровье мозга и лучших когнитивных функциях

ТехИнсайдер
Банки попросили отложить отказ от зарубежного софта Банки попросили отложить отказ от зарубежного софта

В России так и не появился ряд IТ-решений, рассчитанных на банковские системы

Forbes
Почему мы любим поговорить о бывших (особенно с нынешним) Почему мы любим поговорить о бывших (особенно с нынешним)

Почему нам нравится вспоминать прошлые отношения?

VOICE
Половина зумеров сталкивается с выгоранием в первый год трудоустройства Половина зумеров сталкивается с выгоранием в первый год трудоустройства

Зумеры выгорают раньше всех, а миллениалы не любят свою профессию

Forbes
Коровы с инсулиновым молоком и шимпанзе-гопники: новости науки Коровы с инсулиновым молоком и шимпанзе-гопники: новости науки

Почему все труднее понять правила работы мозга и как обеспечить мир инсулином?

Forbes
Шариковая ручка: долгий путь к человеку Шариковая ручка: долгий путь к человеку

История обычной шариковой ручки

Зеркало Мира
Пароход «Челюскин» и великолепная семерка. К 90-й годовщине уникальной спасательной операции Пароход «Челюскин» и великолепная семерка. К 90-й годовщине уникальной спасательной операции

Как эвакуировали пассажиров раздавленного льдами парохода «Челюскин»

Наука и Техника
Как на раз-два отмыть вафельницу с антипригарным покрытием с несъемными панелями Как на раз-два отмыть вафельницу с антипригарным покрытием с несъемными панелями

Как развести хмурые тучи и отмыть вашу электровафельницу с несъемными панелями

ТехИнсайдер
Янис Чамалиди Янис Чамалиди

Помпейские росписи и работы медиахудожника Rinatto L'Bank в квартире дизайнера

Собака.ru
Остап Бендер: авантюрист с психопатическими наклонностями Остап Бендер: авантюрист с психопатическими наклонностями

Что сделало Остапа Бендера «великим комбинатором» и очаровательным мошенником?

Psychologies
Женская дружба и зависть: как «разрулить» ситуацию Женская дружба и зависть: как «разрулить» ситуацию

Можно ли дружить с подругой, если она вам завидует?

Psychologies
10 крутых концепт-каров, которые так и не добрались до конвейера 10 крутых концепт-каров, которые так и не добрались до конвейера

Путь этих невероятных концептов автомобилей на конвейер оказался слишком тернист

Maxim
Свободные веса: какие бьюти-процедуры помогают оставаться в форме Свободные веса: какие бьюти-процедуры помогают оставаться в форме

Какие бьюти-процедуры помогают уследить за фигурой

Forbes
Художник Брис Эссо: Я — творческая машина Художник Брис Эссо: Я — творческая машина

Ключевой замысел проекта «W. E. — World’s End» — идеологическое единство мира

СНОБ
Растворить свое ненавистное «я»: как мизогиния поддерживает алкоголизм Растворить свое ненавистное «я»: как мизогиния поддерживает алкоголизм

Отрывок из книги «Зависимая. Реальная история выздоровления»

Forbes
«Оскар»: история старейшей кинопремии мира «Оскар»: история старейшей кинопремии мира

Рассказываем историю одного из важнейших событий киноиндустрии

ТехИнсайдер
Из центра на периферию: почему молодежь уезжает из мегаполисов Из центра на периферию: почему молодежь уезжает из мегаполисов

Почему молодежь все чаще связывает свое будущее с городами на периферии

ФедералПресс
Высокоточные кассетные боеприпасы зарубежных стран Высокоточные кассетные боеприпасы зарубежных стран

Обзор самонаводящихся боевых элементов производства США

Обозрение армии и флота
Подвязочные змеи прошли обонятельный аналог зеркального теста Подвязочные змеи прошли обонятельный аналог зеркального теста

Биологи провели обонятельный зеркальный тест с подвязочными змеями

N+1
Открыть в приложении