Интервью с матерью и дочерью — актрисами Аленой Яковлевой и Марией Козаковой

Караван историйЗнаменитости

Алена Яковлева и Мария Козакова. Такие разные...

Маша оказалась крайне разумным человеком. Не выясняет отношения, не скандалит. Я-то более эмоциональная, темперамент зашкаливает периодически. Мне, как и в молодости, нужны безумства, страсти.

Беседовала Виктория Катаева

Алена: Друзья и коллеги уверяют, что дочь — абсолютная моя копия. Наверное, им виднее, но сама я так не думаю. По крайней мере внешне мы совершенно разные: у меня черты лица более мягкие, у нее ярче — проявилась «козаковская порода». Я эмоциональная, Маша спокойнее, сдержаннее, рассудительнее. Мне нужно все делать быстро, если ремонт в квартире — то за месяц: продумала дизайн — купила материалы — поклеили обои — выбрала новую мебель и никаких проблем! Дочь же со своей неторопливостью и скрупулезностью оформляла «девичью светелку» года два...

В моей спальне преобладают светлые, теплые тона. Все пространство занимают всякие статуэтки, коллекции кукол и тарелок, гравюры — собираю их почти всю жизнь. Дочь предпочитает тона холодные, серо-коричневые и модный нынче стиль лофт — грубо вырубленное дерево. Вещей в ее комнате мало, она по натуре минималист: чем меньше, тем лучше.

Говорю ей:

— Маша, это какой-то мрак, кошмар и ужас.

Она в ответ:

— Что ты, мама, так уютно...

Не любит перья в качестве аксессуара — а я обожаю. В общем, разница налицо. В чем-то она похожа на мою маму Киру Андреевну — рациональностью, некоторой критичностью. Я больше в папу Юрия Васильевича, от него унаследовала пофигизм и легкое отношение к жизни. Но не к профессии.

Маша: А мне кажется, мы все же похожи. По сути. Это касается в первую очередь жизненных принципов — что такое хорошо и что такое плохо. С детства я впитала от мамы: нельзя подставлять, предавать, обижать людей. Она умеет дружить, с некоторыми вместе по тридцать — сорок лет, прошли, что называется, огонь и воду. Я тоже считаю, что женская дружба важна. Мама обожает свою работу, настоящий трудоголик. Я такая же.

Алена: Похожи мы еще вот в чем: меня всегда интересовали эмоции, театр, искусство, взаимоотношения — все это, по моему мнению, более важно, чем материальное. Стараюсь зарабатывать. Но не затем, чтобы купить яхту или вертолет, — все равно не куплю. Исключительно для того, чтобы не беспокоиться о завтрашнем дне. Маша такая же. Никогда не искала богатых мужчин, чтобы к кому-то присосаться... Человеку требуется по большому счету совсем немного — с возрастом я особенно четко это поняла. Путешествия и здоровье — вот на что в основном я трачу деньги.

— Алена, вы как-то сказали в интервью: «Мужчины создавали мне только проблемы — а решать приходилось самой».

— Никого не хочу ругать — мне встречались прекрасные мужчины. Но я действительно зачастую как нянька им была. А все время самой решать проблемы надоедает, надо, чтобы с тебя хоть иногда снимали это бремя. У меня и сейчас есть поклонники, мы встречаемся, прекрасно проводим время. Но в брак не спешу. Наверное потому, что по натуре я независимая. Как киплинговская кошка, которая гуляет сама по себе.

Честно говоря, подсознательно никогда не доверяла мужчинам. Это не касалось измен. Я не доверяла в принципе: вроде мужчина хороший, но никогда не знаешь, чего от него ждать. Оттого сильно не привязывалась, ни одного не держала и всегда отпускала. Хотя порой это бывало и нелегко... Когда-то давно беседовали на эту тему с Машей. Советовала ей быть осторожнее с сильным полом. Дочь ответила: «Нет, мама, я хочу доверять». Она открытая, искренняя девочка. К сожалению, первый молодой человек просто плюнул ей в душу. Был стресс, душевная травма. Потом появился другой парень — и снова травма. И еще одна...

Маша: В моей жизни и правда случилось много болезненных историй, связанных с мужчинами. Мама всегда предостерегала: «Маша, не торопись». А я торопилась. Теперь говорит: «Ошибки все совершают... Да, бывает больно, сложно. Но в конце концов пережить болезненную ситуацию даже полезно для актерской биографии. Все в творческую копилку — сможешь достовернее сыграть роли, крушение иллюзий». Так что во всем можно найти плюсы, в том числе и в сердечных разочарованиях.

— Алена, вы росли неуверенной в себе девочкой. Как-то пытались оградить от подобных переживаний дочь?

— Я поддерживала ее во всех начинаниях и стремлениях! У меня большой поддержки не было. Вспоминается история. Мы с мамой и отчимом (Николай Иванов был журналистом-международником. — Прим. ред.) несколько лет жили в Германии. Как-то родители ехали на автомобиле и обратили внимание на школьницу лет двенадцати с огромными бантами у витрины магазина. Она стояла и безучастно рассматривала кукол. Длинные руки висят плетьми чуть ли не ниже колен, совсем нет бюста, огромные очки.

Мама (сама позже рассказывала) с сочувствием произнесла:

— Какая страшненькая девочка, бедные ее родители.

На что отчим заметил:

— Кира, вообще-то это твоя дочь.

Это действительно была я. Родные долго не понимали, почему у меня почти нет ресниц, пока не заметили: я их выдергивала, когда нервничала. Психологи говорят, так бывает, когда ребенок не чувствует любви взрослых. 

Мама моя — человек весьма сдержанный на проявление эмоций. Говорит: «Всегда считала, главное — чтобы ребенок был здоров и накормлен, а не помогать ему изживать комплексы». Так что со своими комплексами я боролась сама.

Когда на третьем курсе журфака решила попробовать поступить в театральный, у родных поддержки не нашла. В коридоре Щукинского училища случайно столкнулись с отцом. Вахтанговцы там — частые гости.

Алена с родителями и маленькой Машей. Фото: из архива А. Яковлевой и М. Козаковой

— Что ты тут делаешь? — удивился Юрий Васильевич Яковлев. Он, как и мама, хотел, чтобы я занималась журналистикой. Объяснила, что подаю документы. Прищурившись, отец спросил предельно серьезно: — Хочешь стать плохой артисткой?

Ответила:

— Попробую стать хорошей.

В актерской профессии поначалу не все складывалось гладко, что тоже не способствовало обретению внутренней уверенности. Поступила в Театр сатиры, репетировала в спектакле «Тени» Андрея Александровича Миронова, роль не давалась — хоть плачь. От переживаний ночами ворочалась без сна. Даже закурила.

Делала это на кухне втайне от мамы, выдыхая дым в форточку. Казалось, сигареты «Пегас» вселят вдохновение и образ начнет складываться. Но вдохновение отчего-то не приходило. Как-то вечером дома в миллионный раз зубрила текст, не выдержала и взмолилась: «Господи!!! Ну почему у меня не идет роль?!» Я пребывала в полном отчаянии, не знала, что делать. Мама это увидела и прокомментировала: «Я же предупреждала: не надо было тебе идти в артистки».

Когда репетировала в театре «Модернъ» главную роль в спектакле «Катерина Ивановна» по пьесе Леонида Андреева, Кира Андреевна даже звонила режиссеру Враговой: «Что вы с Аленой мучаетесь? Не надо с ней возиться!» — мол, только время теряете, лучше пригласите кого-нибудь другого. Спасибо, Светлана Александровна не прислушалась к ее совету.

После премьеры мама снова ей позвонила, представилась: «Это мать Ермоловой...» Она посмотрела спектакль, в целом он понравился, но к исполнительнице главной роли — то есть ко мне — отнеслась с присущей ей пристрастностью. Хотела как лучше: чтобы дочь не строила иллюзий. Вдруг ничего из нее не получится — сломает себе жизнь. Сейчас она наконец приняла меня как артистку, по нескольку раз пересматривает мои сериалы, фильмы и спектакли.

А вот бабушка по маме — актриса Елена Михайловна Чернышова — принимала меня всецело. Во многом благодаря ей я и пошла в эту профессию.

— Юрий Васильевич признал в итоге, что дочь стала хорошей актрисой и «не посрамила фамилию»?

— Признаний, что я его любимая артистка, не звучало, хотя отец ходил на мои спектакли. Что-то ему нравилось, что-то нет. Ворчал, что снимаюсь в сериалах:

— Артиста не должно быть так много на экране.

К тому же качество и содержание некоторых картин, где я играла, оставляло желать лучшего. Я это понимала.

— Папа, — говорила ему, — тебя снимали Рязанов, Гайдай и Данелия. У меня их нет, приходится довольствоваться тем, что имею.

А вот внучку в ее решении стать актрисой Юрий Васильевич поддерживал, хвалил Машу: «Ты очень органичная».

Бабушке — Кире Андреевне — тоже многое нравилось, но поначалу иногда и ее пыталась критиковать. Я услышала и попросила маму: «Не надо так больше никогда говорить. Иначе и в ней взрастишь комплексы. Хочет — пусть пробует». Ребенка надо поддерживать в его стремлениях и начинаниях.

Маша: Я ведь тоже росла закомплексованным ребенком. Несмотря на то, что мама с детства внушала: ты самая лучшая, самая красивая и любимая. Но психологи уверяют: для девочки важно, чтобы эти слова говорил отец, а я росла без него. Был отчим Кирилл Мозгалевский (продюсер и кинорежиссер. — Прим. ред.). Они с мамой поженились, когда мне было чуть больше года, прожили почти пятнадцать лет и остались родными людьми. Я его очень люблю, мы прекрасно общаемся, но все же именно родной отец, как мне кажется, дает дочери ощущение уверенности.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анна Дубровская: «Справедливости в театре не существует» Анна Дубровская: «Справедливости в театре не существует»

После схода ледника и пропажи съемочной группы мне приснился Бодров...

Караван историй
Как пережить разрыв с девушкой за 24 часа (или даже быстрее) Как пережить разрыв с девушкой за 24 часа (или даже быстрее)

После разрыва лучше глубоко вздохнуть, выдохнуть и... взять себя в руки

Playboy
Екатерина Вилкова: «Я перестала очаровываться» Екатерина Вилкова: «Я перестала очаровываться»

Екатерина Вилкова о том, как однажды ей стало тесно в этом мире

Караван историй
Бизнес, который работает в кризис. 30 самых выгодных франшиз в 2019 году Бизнес, который работает в кризис. 30 самых выгодных франшиз в 2019 году

Forbes составил топ-30 самых выгодных российских франшиз

Forbes
Юрий Беляев: Юрий Беляев:

Поступок, который Юрий Беляев не может себе простить

Караван историй
Лорд Фостер с берега Темзы Лорд Фостер с берега Темзы

Лондон, похоже, превращается в абсурдный стол для пикника

Караван историй
Сергей Урсуляк: «Когда искал актеров в «Ликвидацию», подумал: если я могу со своей женой жить, то и Гоцман пускай поживет» Сергей Урсуляк: «Когда искал актеров в «Ликвидацию», подумал: если я могу со своей женой жить, то и Гоцман пускай поживет»

Многие артисты обязаны очень хорошими ролями моим жене и детям

Коллекция. Караван историй
«Очень странные дела» 3 сезон: рецензия (отзыв) «Очень странные дела» 3 сезон: рецензия (отзыв)

СССР и капитализм в «Очень странных делах» оказываются страшнее, чем демоны

Esquire
Гусь хрустальный Гусь хрустальный

Куратор Нина Гомиашвили делится новогодними рецептами

Tatler
Жизнь насекомых. Большая история о том, как «Человек-паук» оказался во вселенной Marvel Жизнь насекомых. Большая история о том, как «Человек-паук» оказался во вселенной Marvel

Какие ошибки допустила студия Sony Pictures

Forbes
Создатели Molon Lave: Создатели Molon Lave:

Может ли греческая еда стать новыми суши или бургерами?

Esquire
Ловушка от Путина. «Похороны либерализма» как эффективная политтехнология Ловушка от Путина. «Похороны либерализма» как эффективная политтехнология

Заявление Владимира Путина о смерти либерализма бьет по самому больному

Forbes
Моя прелесть Моя прелесть

У жадности плохая репутация — ее даже внесли в список смертных грехов

Добрые советы
Как получить от своего смартфона идеальный звук через наушники или колонку Как получить от своего смартфона идеальный звук через наушники или колонку

Ваш смартфон может воспроизводить музыку или видео с высоким качеством звука

CHIP
7 действительно вещих снов (с точки зрения медицины) 7 действительно вещих снов (с точки зрения медицины)

Выбрось сонник, медицинский справочник гораздо полезнее

Maxim
Еще одна столица за 140 млрд рублей. Что не так с проектом по созданию православного Ватикана Еще одна столица за 140 млрд рублей. Что не так с проектом по созданию православного Ватикана

РПЦ планирует превратить Сергиев Посад в столицу православия

Forbes
Дело шьют Дело шьют

Сын главы Ростеха Сергей Чемезов-младший занялся легкой промышленностью

Tatler
Прогулка по Starcourt Mall: торговый центр из «Очень странных дел» существует на самом деле Прогулка по Starcourt Mall: торговый центр из «Очень странных дел» существует на самом деле

Starcourt Mall стал главной локацией третьего сезона «Очень странных дел»

Esquire
В тисках конкуренции: что сулит «Лукойлу» разворот в нефтегазохимию? В тисках конкуренции: что сулит «Лукойлу» разворот в нефтегазохимию?

В июне стало известно о планах «Лукойла» открыть новое производство

Forbes
Женщины в бизнесе: вице-президент Mi TV Джанет Цзэн о работе и жизни Женщины в бизнесе: вице-президент Mi TV Джанет Цзэн о работе и жизни

17 июня компания Xiaomi впервые представила телевизоры Mi TV в России

Cosmopolitan
Год без покупок. Как отказаться от бессмысленных трат Год без покупок. Как отказаться от бессмысленных трат

Отрывок из книги «Год без покупок»

Forbes
Надо влюбиться Надо влюбиться

Влюбляться, испытывать чувства – нет, это не про тебя. Интересно, почему так?

Лиза
Как найти работу мечты, пользуясь правилами знакомства с девушкой: 7 основных советов Как найти работу мечты, пользуясь правилами знакомства с девушкой: 7 основных советов

Оказывается, работу мечты можно найти по тем же принципам, что и девушку

Playboy
Ресторанный рейтинг 2019 Ресторанный рейтинг 2019

Срочно побывайте хотя бы в одном из перечисленных в этом рейтинге заведений

GQ
Часы Часы

Зал славы высокого часового искусства в 2019 году пополнили пять образцов

Robb Report
Быстрая потеря сил на фоне стресса: как восстановиться? Быстрая потеря сил на фоне стресса: как восстановиться?

Как быстро помочь себе справиться с потерей энергии при стрессе

Psychologies
«Чтобы умереть от любви, нужна зрелость». Хореограф Лоран Илер о новой «Жизели» «Чтобы умереть от любви, нужна зрелость». Хореограф Лоран Илер о новой «Жизели»

На кону амбиции, традиции и система Станиславского

Forbes
Защищай, поощряй и властвуй. Как удержать сотрудников поколения Z? Защищай, поощряй и властвуй. Как удержать сотрудников поколения Z?

Как удержать поколение Z и вырастить из его представителей таланты

Forbes
«Белые, но бедные»: как бизнес переживает кассовую реформу «Белые, но бедные»: как бизнес переживает кассовую реформу

Что изменилось в жизни бизнеса за два года работы кассовой реформы?

Forbes
Молода и прекрасна Молода и прекрасна

Зендая – исполнительница главной женской роли в серии фильмов о Человеке-пауке

Grazia
Открыть в приложении