Как автомобили научили летать

ДеньгиАвто

От винта!

Как автомобили научили летать

Текст: Алексей Грамматчиков

Китайский автопром устремился в небо: на недавнем мотор-шоу в Шанхае ведущие автопроизводители КНР представили как никогда много не только наземных, но и летательных транспортных средств. Смогут ли аэромобили вскоре стать массовым явлением и сколько они будут стоить, в материале «Денег».

Главный герой фильма «Пятый элемент» бывший майор спецназа Корбан Даллас (Брюс Уиллис) работает таксистом. Но такси это летающее, как и прочие транспортные средства XXIII века, в числе которых средства доставки еды, которую жители города будущего получают, открыв в небоскребе окно. Подобные идеи летающих пассажирских и грузовых аппаратов этой весной особенно оживились после проведения теперь, пожалуй, главного мотор-шоу планеты — Шанхайского автосалона, в котором приняло участие более тысячи китайских и зарубежных компаний и который, по разным оценкам, посетило более 1,5 млн человек.

Помимо громких новинок, способных традиционно передвигаться по земной поверхности, ведущие китайские автопроизводители представили в этом году много летающих автомобилей. На автосалоне было объявлено, что к 2030 году только в КНР рынок воздушных авто может достигнуть 85 тыс. единиц в год. Сейчас примерно каждая третья новая традиционная машина в мире продается в Китае. И тот факт, что в процесс освоения воздушного пространства включились ведущие китайские автомобильные гиганты, говорит о том, что современные транспортные средства как никогда близки к тому, чтобы массово подняться в воздух.

Помесь авто и дрона

Попытки заставить автомобили летать имеют уже достаточно продолжительную историю. Однако ранее планы оторвать машину от земли были связаны прежде всего со стремлением скрестить конструкцию машины с самолетом. Считается, что первый полет аэромобиля состоялся 12 июля 1946 года в США. Тогда американская компания Convair умудрилась приделать к авто сверху планер (безмоторный самолет), в результате чего такой аппарат сумел продержаться в воздухе около одного часа, преодолев по воздуху 72 км.

С тех пор много компаний в мире пытались представить публике проекты автомобиля-самолета. Взять, к примеру, одну из недавних разработок словацкого стартапа под названием AeroMobil, который сконструировал машину, способную передвигаться по дорожной трассе со скоростью 160 км/ч, но в нужный момент у нее выдвигаются крылья, дающие возможность конструкции взлетать, преодолевая по воздуху 700 км. Успешные испытания этой машины прошли в 2016 году, но у широкой публики она оказалась невостребованной из-за высокой цены.

Более перспективными оказались попытки совместить конструкцию автомобиля с вертолетом. «Оснащение автомобиля крылом и различные близкие к этому варианту конструкции не получили широкого распространения, поскольку для такого типа аппаратов нужно пространство для взлета — взлетная полоса или шоссе,— размышляет Максим Калягин, главный конструктор Центра беспилотных летательных аппаратов Московского авиационного института.— Поэтому перспективными считаются гибридные аэродинамические компоновки, когда совмещают аппарат мультироторной схемы для вертикального взлета и посадки и крыло для совершения горизонтального полета или вариант с поворотными отсеками двигателя (мотогондолами)».

Смесь автомобиля и вертолета получила название VTOL (vertical takeoff and landing — вертикальный взлет и посадка). Ранее здесь преимущественно использовались двигатели внутреннего сгорания, но сейчас ситуация поменялась: вертикально в воздух машины все больше стремятся запустить с помощью электромоторов. Эта конструкция сейчас считается наиболее перспективной, она получила название eVTOL, где первая буква, соответственно, означает электричество (electric). «eVTOL при решении задач городской аэромобильности конкурируют с вертолетами. В качестве их преимуществ выделяют низкий по сравнению с вертолетами уровень шума, отсутствие эмиссии вредных газов. Также стоимость перелета получается ниже, чем при перевозке вертолетом»,— поясняет Максим Калягин. По его словам, предполагается, что помимо перевозки пассажиров, решения логистических и задач экстренных служб такие аппараты будут применяться для полетов по туристическим маршрутам — «как элемент мультимодальных транспортных систем».

По сути, аэромобили eVTOL представляют собой смешанную конструкцию автомобиля с электрическими дронами, которые сейчас получают широкое распространение не только в военной сфере, но и оказывают влияние на гражданские отрасли. С помощью дронов, например, сегодня опыляют сельскохозяйственные угодья, следят и выявляют повреждения инфраструктурных объектов, осуществляют картографическую съемку и другие операции. И вот теперь электрические коптеры метят на роль массового транспортного средства.

Дрон из багажника

В мире на данный момент насчитывается более 200 проектов летательных аппаратов класса eVTOL. Пока они могут поднимать в воздух в среднем до 200 кг, развивать скорость до 100–150 км/ч и летать на одной зарядке от 30 минут до одного часа. Например, в Германии в этом направлении развивается компания e-volo, которая выпускает серию электрических летательных аппаратов Volocopter. В США свои проекты в этой сфере развивают такие компании, как Joby Aviation, Archer Aviation, в Великобритании — Vertical Aerospace. Но в последнее время особенно высокую активность в направлении eVTOL проявляют китайские компании. В частности, это корпорация EHang, которая ведет успешные испытания своих воздухоплавательных средств с 2021 года. А сейчас в гонку за освоение воздушного пространства бросились и набирающие силу китайские автопроизводители.

Например, на завершившемся недавно Шанхайском автосалоне толпы зрителей собирал представленный тут летающий аппарат GOVE AirCar от компании GAC. Он состоит из двух частей — наземного шасси, которое передвигается по земле. От него может отделяться одноместный верхний летающий модуль с 12 электрическими винтами, который способен преодолевать по воздуху 200 км. При этом шасси служат не только средством передвижения по земле, но и еще зарядной станцией для летательной части аэрокара. По замыслу китайских инженеров летающие автомобили должны быть роботизированы. Вот и GOVE AirCar в воздухе управляет искусственный интеллект, пассажиру остается лишь наслаждаться видами. В GAC заявляют, что новинка уже получила летный сертификат, на сегодняшний день проведено более 400 тестовых полетов, а сам летающий автомобиль планируется запустить в продажу в 2027 году.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Полис на взлет Полис на взлет

Как восстанавливается рынок туристического страхования

Деньги
Плюсы и минусы Плюсы и минусы

Рассмотрим шансы электромобилей завоевать дороги всего мира

РБК
Ползучая локализация Ползучая локализация

«Соллерс» отчитался об успешной реализации стратегии по локализации продукции

Монокль
Раскрыт секретный рецепт римского бетона, который пережил тысячелетия Раскрыт секретный рецепт римского бетона, который пережил тысячелетия

Чем состав и технология производства римского бетона отличались от современного

Inc.
По законам моды По законам моды

Почему предпочтения в одежде так сильно меняются из поколения в поколение?

Вокруг света
Миф о Гере Миф о Гере

В Красной Поляне Геру Митрош знают, кажется, все

Afternoon Seasons of life
На берегах Амура На берегах Амура

Хабаровск – город, который можно не только посетить, но и… носить в кошельке!

Лиза
Нейросети в поисках персонала: как компании используют искусственный интеллект в рекрутинге уже сейчас Нейросети в поисках персонала: как компании используют искусственный интеллект в рекрутинге уже сейчас

Как рекрутеры используют нейросети — кейсы из России

ТехИнсайдер
Смертельно опасный тренд TikTok: почему мужчины бреют ресницы и чем это грозит? Смертельно опасный тренд TikTok: почему мужчины бреют ресницы и чем это грозит?

Для чего человеку нужны ресницы и что будет, если их сбрить?

Inc.
Как работает институт многоженства и с чем сталкиваются женщины в таких семьях Как работает институт многоженства и с чем сталкиваются женщины в таких семьях

Почему женщины соглашаются становиться вторыми женами и какие риски несут

Forbes
Что случилось с семьей Гитлера и где живут потомки фашиста? Интересные факты Что случилось с семьей Гитлера и где живут потомки фашиста? Интересные факты

Почему родственники Гитлера решили навсегда прервать зловещую фамилию?

ТехИнсайдер
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых

Какой след оставила война в жизни Константина и Алексея Симоновых?

Знание – сила
10 самых засмотренных до дыр мультфильмов разных поколений 10 самых засмотренных до дыр мультфильмов разных поколений

Самые засмотренные мультфильмы за все время, разбитые по десятилетиям

Maxim
Красиво «замедлиться» Красиво «замедлиться»

Аскетичный и медитативный интерьер для отдыха с архитектурными решениями

SALON-Interior
Ученые расшифровали, как мы ощущаем вкус сладкого Ученые расшифровали, как мы ощущаем вкус сладкого

Как язык воспринимает сладость, какой рецептор отвечает за влечение к сахару?

ТехИнсайдер
Гидротрансформация Гидротрансформация

Как роботизированная КПП кроссовера Jetour T2 сочетает экономию и проходимость

Автопилот
В уюте и прохладе В уюте и прохладе

Как защитить квартиру от жарких солнечных лучей

Лиза
Парадокс усилия: почему наш мозг сопротивляется сложным и долгосрочным задачам Парадокс усилия: почему наш мозг сопротивляется сложным и долгосрочным задачам

Почему мы так часто недооцениваем предстоящую работу?

Forbes
«Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся» «Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся»

Андрей Тарковский об отношениях с родиной, зрителями и творчеством

Weekend
Нам это НАДо? Нам это НАДо?

Инновационный подход к антивозрастному уходу за кожей: косметика с NAD+

Лиза
Рыцарь карандаша и бумаги Рыцарь карандаша и бумаги

Профессиональный и межпоколенческий разговор двух архитекторов

Afternoon Seasons of life
«Он заслужил «Золотой мяч»: как Ламин Ямаль начал зарабатывать десятки миллионов «Он заслужил «Золотой мяч»: как Ламин Ямаль начал зарабатывать десятки миллионов

О карьере юной звезды Ламина Ямаля

Forbes
Еда до востребования Еда до востребования

Прежде всего стоит определиться, чем и как начинять банки

КАНТРИ Русская азбука
Физика современных блэкаутов Физика современных блэкаутов

С чем эксперты связывают энергетический сбой на Пиренейском полуострове

Монокль
Молодежь рвется наверх Молодежь рвется наверх

Молодежь выбирает стабильную карьеру вместо быстрых, но временных заработков

Ведомости
Как выбрать кроссовки для спорта Как выбрать кроссовки для спорта

8 советов, которые помогут подобрать правильную обувь для тренировок

Лиза
Проблемы по календарю Проблемы по календарю

Как справиться с предменструальным синдромом и какие у него симптомы

Лиза
Сага мужества и стойкости Сага мужества и стойкости

Четыре года схваток сплотили союзников сильнее, чем дипломатические трактаты

Монокль
Изогнутый экран смартфона — это удобно? Изогнутый экран смартфона — это удобно?

Стоит ли покупать смартфоны с изогнутыми экранами?

CHIP
Открыть в приложении