Переступить через ФСИН
В Питере грядет очередной мегапроект – ВСР (восточный скоростной радиус). Попробуем разобраться, что это будет такое. Когда будет? Да и будет ли вообще?
Впервые на официальном уровне заговорили о перспективах магистрали в мае 2012 года. Тогда речь шла о возможном формировании новой вылетной магистрали в створе улиц Фаянсовая – Зольная с переправой через Неву. Несколько позже, в 2015 году, появилась и некая сумма – 165 млрд рублей. Примерно столько, по мнению планировщиков, понадобится на создание скоростного бессветофорного коридора, призванного соединить Западный скоростной диаметр в районе Благодатной улицы с КАД в юго-восточной части Санкт-Петербурга. Примерно тогда и появилась модная аббревиатура ВСР. С самого начала было ясно, что никакому бюджету такое не поднять, и дорога планировалась, планируется и поныне, как платная, построенная в рамках государственно-частного партнерства, то есть с привлечением более половины требуемых средств от сторонних инвесторов.
Смольный начал искать деньги. Поначалу не слишком успешно – торговал проектом на разнообразных инвестиционных форумах. А начало работ по ВСР осторожненько поместили в планы на перспективу – на 2030 год. Однако все оказалось проще. В октябре 2016 года предварительную схему ВСР окончательно утвердили. Она начнется от ЗСД в районе Благодатной улицы, пройдет в полосе отвода северного железнодорожного полукольца и дойдет до КАД возле Кудрово. А в конце 2016 года проект получил позитивный отклик президента (гаранта можно понять, как-никак родные края), и дело пошло быстрее. Более того, дорогу решили продлить – выпустить за границы города ради воссоединения с трассой Р-21 «Кола».
Однако даже «добро» президента пока не свернуло два основных препона этого во всех отношениях непростого проекта. Одним из них стало форсирование Невы. Собственно, с 2012 года так и не решили, что строить: мост параллельно железнодорожному Финляндскому, либо мост вторым ярусом над этим мостом, либо вообще «нырять» под землю и прокладывать под Невой тоннель длиной порядка 1,2 км. Если выбирать мост, а он должен быть не разводной, а значит высокий, серьезно пострадает историческая застройка и памятники архитектуры. С тоннелем тоже не просто. Из-за него трасса подорожает на 3-4 млрд рублей, а кроме того, решения проблем с обходом подземных коммуникаций (и метро на левом берегу реки) не выглядят легкими. Вторым серьезным препятствием стала исправительная колония №7 недалеко от Ладожского вокзала. Дошло до того, что под колонией тоже предлагали рыть тоннель, однако на сегодня, вроде бы, возобладала идея эстакады. Переговоры с ФСИН о переносе тюрьмы идут, но у «сидельцев» и их администрации позиции крепкие: сидели и будем сидеть. Были и другие проблемы – по трассировке. Дружные протесты жителей города вынудили проектировщиков всерьез скорректировать изначальный проект.
Но все проблемы, не сомневаемся, скоро будут решены. Приступить к подготовке территории под строительство, по расчетам «Стройпроекта», можно будет уже в текущем году, а непосредственно к строительству – в мае 2019 года, когда будет разработан полный пакет проектной документации по всем пяти (три в городе и два в области) участкам магистрали. На первый участок, кстати, такая документация уже существует. Тогда же планируют заключить и концессионное соглашение. Желающие уже имеются. А на стройку, по оценке питерского градоначальника Полтавченко, потребуется пять лет.
В итоге, году эдак в 2024-2025, мы получим дорогу с гордым статусом «магистральная» с расчетной скоростью движения 120 км/ч протяженностью 22,4 км, 15 из которых пройдут по искусственным сооружениям, а 7,4 км – по земле. На участке от ЗСД до КАД предусмотрено шесть полос движения, по три в каждую сторону, а от КАД до Мурманского шоссе – четыре полосы. Большая часть ВСР пройдет по эстакаде в едином коридоре с железной дорогой южного грузового полукольца. Это наиболее оптимальное для города решение с точки зрения стоимости подготовки и отчуждения земельных участков в условиях плотной городской застройки и обилия коммуникаций.
Кстати
Магистраль включает 10 развязок: на примыкании к ЗСД, на пересечениях с Новоизмайловским, Витебским проспектом, на примыкании к Софийской улице, на пересечении с Глухоозерским шоссе, с Союзным проспектом, с продолжением улицы Коммуны, на пересечении с КАД, в поселке Новосергиевка и на пересечении с Мурманским шоссе.
Неувязочка в Красноярске
Официально это называется «по соглашению сторон». Администрация Красноярска и управляющая компания «Сибиряк» расторгают контракт по ремонту Коммунального моста через Енисей. Пятого марта в мэрии сообщили, что документы «на развод» уже подготовлены и согласованы сторонами. «Это обоюдное решение было принято в ходе переговоров», – отмечают в администрации. Позже обещали обнародовать и подробный комментарий о причинах «развода». А дело было так. В прошлом году, в рамках первого этапа, «Сибиряк» занимался ремонтом участка над Абаканской протокой и на въезде с правого берега. В нынешнем году был запланирован второй этап ремонтных работ, уже над основным руслом Енисея. Однако к качеству работ и материалов, которые использовал подрядчик, оказалось много вопросов. В проекте были изменены объемы работ, что могло нанести вред объекту-, а при ремонте использовались материалы, не имеющие разрешительной документации для использования на мостовых сооружениях. Нарушения в работах обнаружили и федеральные службы. Быть может и не плохо, что до ремонта пролета над основным руслом дело не дошло? В таком деле лучше перестраховаться, обследовать мост, разработать детальный проект и получить добро государственной экспертизы, чего, как мы понимаем, сделано не было.
Борьба за «Меридиан»
Теперь мы видим, что Россия начала шевелиться в деле формирования собственного участка Международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай». У нас эту трассу называют «Меридиан». Нет, экскаваторы и бульдозеры в Башкирии, Оренбуржье и в Поволжье еще не роют землю и не укатывают гравий. Зато у властей постепенно крепнет понимание того, что скоростная дорога очень нужна, а строить ее придется на деньги инвесторов. Впрочем, где именно пройдет дорога пока не ясно. Так, власти Саратовской области в деле строительства платной дороги намерены сотрудничать с ЗАО «Русская холдинговая компания». Соответствующее соглашение подписано губернатором региона Валерием Радаевым и главой Совета директоров «Русской холдинговой компании». Однако посмотрите на карту. Если в деле Саратов, то Татарстан фактически «пролетает» мимо Европы и Западного Китая. И возникает интрига, поскольку мы помним недавние слова главы Минтранса Максима Соколова: «Могу уверенно сказать: «Европа – Западный Китай» пройдет через Татарстан». Находясь с визитом в этой республике, он был категорически против «экзотических маршрутов» в обход Татарстана. Словом, государство потихоньку расщедривается на финансовые гарантии, и как следствие – начинают подтягиваться инвесторы. А где именно пройдет трасса, в сущности, не так уж и важно.
Фото: spbinvestment.ru, пресс-служба губернатора Саратовской области, Shutterstock
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl