К чему стоит готовиться российским автомобилистам

АвтоМирАвто

Экологические зоны. Как это работает в Европе?

Изучаем зарубежный опыт, чтобы понять, к чему стоит готовиться российским автомобилистам

Текст Тимофей Исаев

За соблюдение экологических ограничений в Лондоне следят камеры фотофиксации

Сейчас в России готовится к реализации проект по созданию специальных зон, куда будет запрещено въезжать машинам с двигателем низкого экологического класса. По поручению правительства Минтранс РФ уже подготовил новый документ, согласно которому первые экологически чистые зоны появятся в двух крупнейших городах – Москве и Санкт-Петербурге. К октябрю 2019 года Минтранс совместно с МВД разработает поправки в КоАП о введении нового штрафа за въезд с нарушением знака «Экологическая зона», который появился в ПДД в июле 2018 года, но так и ни разу не применялся. Сейчас за такое нарушение теоретически грозит штраф 500 рублей. Но в Минтрансе предлагают ужесточить санкцию.

Судя по всему, в ближайшее время экозоны действительно станут реальностью в двух столицах, а потом эту практику, возможно, распространят и на другие города. Не секрет, что при разработке новой инициативы власти учитывали и зарубежный опыт. Так какие экологические ограничения существуют в других странах?

Великобритания

Экологические зоны (Low emission zone) здесь появились в 2008 году – первая заработала в Лондоне. Сегодня въезд в экозону запрещается грузовикам с двигателями, не соответствующим нормам Евро-4, и микроавтобусам, не соответствующим Евро-3. А как же легковые автомобили? А они от этих требований освобождены, если, конечно, зарегистрированы в Соединенном Королевстве. Иностранцам же нужно регистрироваться в организации Transport for London и проводить соответствующую проверку своего автомобиля. Иначе есть риск получить штраф – от 100 до 200 фунтов стерлингов (примерно 130−260 долларов). Помимо Лондона аналогичные экозоны действуют также в Норидже и Оксфорде.

Британские экозоны стали не самостоятельной, а дополнительной мерой по ограничению движения. С 2003 года в Лондоне действует платный въезд в центр города – 11,5 фунта (почти 15 долларов) в день за исключением выходных и праздников. От платы освобождены владельцы автомобилей, соответствующих требованиям Евро-5 и имеющих выбросы СО2 на уровне ниже 75 г/км, а также владельцы электромобилей и гибридов. В 2020 году в Лондоне может заработать новый, более жесткий стандарт, согласно которому владельцы всех автомобилей с двигателями ниже Евро-4 будут платить за нахождение на территории столицы по 12,5 фунтов (16,2 доллара) независимо от даты и дня недели.

Германия

В Германии экологические зоны в городах появились в 2007 году – в немецкие ПДД внесли изменения, был создан специальный знак (Umweltzone), а с 1 января 2008 года ограничения заработали в Берлине, Кельне и Ганновере. Сейчас экозоны действуют в 58 городах и в 11 Федеральных землях Германии. Самая крупная экозона в Рурской области охватывает 13 городов. Все автомобили в зависимости от уровня вредных выбросов делятся на четыре категории. Первая (самая низкая) включает автомобили без катализатора, с ненастроенным катализатором или с катализатором американского типа первого поколения. К четвертой категории (самой высокой) относятся машины с минимальным уровнем выброса. Старые автомобили тоже могут относиться к четвертой категории, если они прошли переоборудование: установку катализатора и сажевого фильтра (в случае с дизельными двигателями). Каждой категории транспорта соответствует наклейка (Plakette) – красная, желтая или зеленая. Автомобили низшей экокатегории не получают наклеек вообще. В зависимости от ограничений тем или иным ТС запрещено въезжать в центры городов. За нарушение правил водителя ждет штраф 80 евро. На автомобили, зарегистрированные в других государствах, правило тоже распространяется – им также надо покупать наклейку.

В Германии владельца неэкологичного автомобиля, заехавшего под такой знак, ждет штраф в 80 евро

Бельгия

Бельгия тоже ограничивает въезд легковых автомобилей в центры крупных городов. При этом единого подхода в стране нет. Например, с 1 февраля 2017 года в центр Антверпена могут въезжать только легковые автомобили с бензиновыми двигателями стандарта выше Евро-1 и дизельными стандарта Евро-3 и выше. А вот в столицу – Брюссель – с 1 января 2018 года ограничен въезд только для дизельных автомобилей с двигателем стандарта ниже Евро-2. Также с 1 января 2020 года планируется ограничить въезд в центр Гента. Запрет будет действовать для бензиновых автомобилей стандарта ниже Евро-2 и дизельных машин стандарта ниже Евро-4.

Бельгийцы могут купить суточный пропуск для въезда в запретную для неэкологичных машин зону, но только 8 раз за год

В отличие от соседних Германии и Франции, в Бельгии водителю не нужно клеить никаких наклеек. Если автомобиль соответствует необходимым критериям по экологичности, на нем можно свободно ехать в центр города. Если же нет, у владельца есть три варианта: первый – отказаться от поездки на личном авто. Второй – купить суточный пропуск за 35 евро. Такой пропуск доступен владельцам любых машин, однако приобрести его можно не более 8 раз в год. Наконец, третий вариант – это поехать на машине в центр, несмотря на запрет. Поездка обойдется владельцу аж в 350 евро – именно такой штраф действует для тех, кто игнорирует требования бельгийских экозон. Если владелец спохватился, что у него нет пропуска уже после того, как въехал в центр города, он может его докупить без риска получить штраф.

Франция

Во Франции экологические зоны ограниченного движения (Zones à Circulation Restreinte) появились относительно недавно. Первая подобная территория заработала 1 июля 2016 года в Париже, 1 ноября того же года за ним последовал Гренобль, а 12 декабря – Лион.

Въезжать на определенную территорию могут только автомобили со специальной наклейкой (Crit’air), которая присуждается в зависимости от экологического класса машины. Все наклейки делятся по цветам. Самую лучшую – зеленую – получают электромобили и машины, работающие на водороде. На фиолетовую могут претендовать все гибридные автомобили и машины на газе, а также бензиновые автомобили с двигателем стандарта не ниже Евро-5. За ними идут желтая (бензиновые авто с моторами Евро-4 и дизельные с двигателями не ниже Евро-5), оранжевая (бензиновые – Евро-2 и Евро-3, дизельные – Евро-4), красная (дизельные автомобили с мотором Евро-3) и серая (дизели Евро-2) наклейки. В случае, если автомобиль обладает двигателем, не соответствующим этому стандарту, он наклейки не получает.

Наклейки с обозначением экологического класса автомобиля во Франции необходимо приобретать и для машин из других государств

Точно так же, как и в Германии, во Франции для поездки в центр города с экозонами необходимо иметь наклейку – независимо от того, зарегистрирован автомобиль во Франции или нет. Сама наклейка недорогая: всего 3,11 евро. А вот ее отсутствие, равно как и въезд в экозону на автомобиле несоответствующего класса, может привести к штрафу в размере 68 евро, который вырастет до 180 евро, если водитель не оплатит его в течение 45 дней.

Швейцария

В отличие от других стран Европы в швейцарских городах экозоны не применяются вообще. Все дело в том, что местные специалисты засомневались в их эффективности с точки зрения качества воздуха. Хотя попытки ввести такую меру в конфедерации неоднократно предпринимались. Доминик Букели, планировщик, руководитель проекта Fussverkehr Schweiz: «В Швейцарии нет запретов на движение в городах автомобилей с повышенным уровнем вредных выбросов. Или автомобиль проходит соответствующую проверку во время техосмотра и может ездить по всей Швейцарии, или он проваливает тест и не может ездить вообще. Вместо введения запрета на движение старых автомобилей, лучше развивать общественный транспорт: вводить новые маршруты, модернизировать парк техники, делать выгодными тарифы на билеты. Одновременно нужно увеличивать тарифы на парковку личного транспорта. И за счет такого «кнута и пряника» можно удовлетворить транспортные потребности жителей, увеличить скорость движения транспорта и, как следствие, снизить уровень вредных выбросов».

Фото: Lucian Milasan, savoieleysse, philipk76/Fotolia.com; ShutterStock/Fotodom.ru; Transport & Mobility Leuven; LEZ-Belgium.be

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Отечественный продукт Отечественный продукт

Как дело обстоит с производством шин в России?

АвтоМир
Как миллениалы разрушают индустрию личных финансов Как миллениалы разрушают индустрию личных финансов

На Западе миллениалы уже вовсю диктуют рынку личных финансов свои условия

Forbes
«Наша любовь устала»: Алентова призналась, почему они с Меньшовым жили врозь «Наша любовь устала»: Алентова призналась, почему они с Меньшовым жили врозь

77-летняя актриса откровенно рассказала о самом личном

Cosmopolitan
15 богатейших семей в Госдуме и Совете Федерации 15 богатейших семей в Госдуме и Совете Федерации

Кто вошел в число самых богатых парламентариев России

Forbes
Эмоции – его стихия Эмоции – его стихия

Новый компактный кроссовер призван привлечь внимание новой для Lexus аудитории

АвтоМир
«Последний да Винчи» или Главная арт-афера XXI века: что известно о «Спасителе мира», самой дорогой картине в истории «Последний да Винчи» или Главная арт-афера XXI века: что известно о «Спасителе мира», самой дорогой картине в истории

“Спаситель мира” пропал?

Esquire
Агенты под прикрытием Агенты под прикрытием

Основательницы проекта FoodyFit, о «полезных» продуктах, которые делают нас хуже

Grazia
Айзек Хэмпстед-Райт: Айзек Хэмпстед-Райт:

Айзек Хэмпстед-Райт о том, каково это — взрослеть на съемочной площадке

Esquire
«За здоровье товарища председателя». Как прошел первый визит Ким Чен Ына в Россию «За здоровье товарища председателя». Как прошел первый визит Ким Чен Ына в Россию

Ким Чен Ын впервые посетил Россию и сказал, что приедет еще

Forbes
Посмертная выставка коллекции Георгия Генса открылась в Малаге Посмертная выставка коллекции Георгия Генса открылась в Малаге

Собрание Георгия Генса впервые выставлено заграницей в новом формате

Forbes
Хранить нельзя выбросить Хранить нельзя выбросить

Что делать, если после генеральной уборки квартира опять наполняется хламом

Cosmopolitan
«Полгода — у меня, полгода — у него»: как Петр Авен и Вячеслав Кантор делят одну картину на двоих «Полгода — у меня, полгода — у него»: как Петр Авен и Вячеслав Кантор делят одну картину на двоих

Петр Авен рассказал, во сколько он оценивает свою коллекцию русского искусства

Forbes
Четыре стихии Четыре стихии

Практика развития баланса женской силы

Yoga Journal
Страшные последствия загрязнения воздуха (и как их предотвратить) Страшные последствия загрязнения воздуха (и как их предотвратить)

Какое влияние загрязнение воздуха оказывает на наше здоровье

Playboy
В США опубликован доклад Мюллера о российском вмешательстве в выборы В США опубликован доклад Мюллера о российском вмешательстве в выборы

Документ включает итоги двухлетнего расследования о вмешательстве России

Forbes
Все, что нужно узнать об «Игре престолов» прежде, чем выйдут его финальные эпизоды Все, что нужно узнать об «Игре престолов» прежде, чем выйдут его финальные эпизоды

Осторожно: в этой статье спойлеры и куча информации о долгожданном сериале

Maxim
Facebook против Конгресса: как ИТ-корпорации стали новой политической силой Facebook против Конгресса: как ИТ-корпорации стали новой политической силой

Пользователем предстоит выбор, кто будет управлять их жизнью

Forbes
Весь мир - это я: новый проект дизайнера Яны Недзвецкой Весь мир - это я: новый проект дизайнера Яны Недзвецкой

Каждому интереснее сейчас его собственная жизнь, чем жизнь звезд и супермоделей

Cosmopolitan
За семью печатями За семью печатями

«СтарХит» узнал детали закрытой вечеринки в честь юбилея Аллы Пугачевой

StarHit
Как учит английский большинство российских школьников и к чему это может привести Как учит английский большинство российских школьников и к чему это может привести

В российских школах на обучение английскому уходит не менее семи лет

Psychologies
11 легендарных фильмов, в которых появился собор Парижской Богоматери 11 легендарных фильмов, в которых появился собор Парижской Богоматери

11 фильмов, где можно было заметить собор Парижской Богоматери

Playboy
Что посмотреть в пятницу вечером: лучшие фильмы за всю историю Что посмотреть в пятницу вечером: лучшие фильмы за всю историю

Предлагаем изучить списки лучших фильмов по мнению культовых режиссеров

Популярная механика
Новый русский Новый русский

Кроссоверы сегодня производят все. Даже ленивые

4x4 Club
Сын Дениса Косякова: «На меня постоянно ругаются!» Сын Дениса Косякова: «На меня постоянно ругаются!»

Сын Дениса Косякова рассказал, кому он вместе с младшим братом объявил войну

StarHit
Антон Севидов: Антон Севидов:

Солист Teslaboy о том, что хотел бы изменить в российской индустрии музыки

Cosmopolitan
Как распознать токсичного начальника и что делать дальше Как распознать токсичного начальника и что делать дальше

Какие признаки выдают токсичного руководителя и как себя с ним вести?

Psychologies
Эффект маятника Эффект маятника

Что скажут про новую дизайнерскую концепцию Jeep Cherokee после рестайлинга

4x4 Club
Любовь или уважение: что важнее? Любовь или уважение: что важнее?

Без уважения невозможен счастливый брак

Psychologies
О пользе вливаний О пользе вливаний

Венчурные фонды и инвестиционные идеи

Robb Report
Как прокачать эмоциональную стабильность Как прокачать эмоциональную стабильность

Что «ломается» в нашем теле, если мы постоянно испытываем перепады настроения

Psychologies
Открыть в приложении