К чему стоит готовиться российским автомобилистам

АвтоМирАвто

Экологические зоны. Как это работает в Европе?

Изучаем зарубежный опыт, чтобы понять, к чему стоит готовиться российским автомобилистам

Текст Тимофей Исаев

За соблюдение экологических ограничений в Лондоне следят камеры фотофиксации

Сейчас в России готовится к реализации проект по созданию специальных зон, куда будет запрещено въезжать машинам с двигателем низкого экологического класса. По поручению правительства Минтранс РФ уже подготовил новый документ, согласно которому первые экологически чистые зоны появятся в двух крупнейших городах – Москве и Санкт-Петербурге. К октябрю 2019 года Минтранс совместно с МВД разработает поправки в КоАП о введении нового штрафа за въезд с нарушением знака «Экологическая зона», который появился в ПДД в июле 2018 года, но так и ни разу не применялся. Сейчас за такое нарушение теоретически грозит штраф 500 рублей. Но в Минтрансе предлагают ужесточить санкцию.

Судя по всему, в ближайшее время экозоны действительно станут реальностью в двух столицах, а потом эту практику, возможно, распространят и на другие города. Не секрет, что при разработке новой инициативы власти учитывали и зарубежный опыт. Так какие экологические ограничения существуют в других странах?

Великобритания

Экологические зоны (Low emission zone) здесь появились в 2008 году – первая заработала в Лондоне. Сегодня въезд в экозону запрещается грузовикам с двигателями, не соответствующим нормам Евро-4, и микроавтобусам, не соответствующим Евро-3. А как же легковые автомобили? А они от этих требований освобождены, если, конечно, зарегистрированы в Соединенном Королевстве. Иностранцам же нужно регистрироваться в организации Transport for London и проводить соответствующую проверку своего автомобиля. Иначе есть риск получить штраф – от 100 до 200 фунтов стерлингов (примерно 130−260 долларов). Помимо Лондона аналогичные экозоны действуют также в Норидже и Оксфорде.

Британские экозоны стали не самостоятельной, а дополнительной мерой по ограничению движения. С 2003 года в Лондоне действует платный въезд в центр города – 11,5 фунта (почти 15 долларов) в день за исключением выходных и праздников. От платы освобождены владельцы автомобилей, соответствующих требованиям Евро-5 и имеющих выбросы СО2 на уровне ниже 75 г/км, а также владельцы электромобилей и гибридов. В 2020 году в Лондоне может заработать новый, более жесткий стандарт, согласно которому владельцы всех автомобилей с двигателями ниже Евро-4 будут платить за нахождение на территории столицы по 12,5 фунтов (16,2 доллара) независимо от даты и дня недели.

Германия

В Германии экологические зоны в городах появились в 2007 году – в немецкие ПДД внесли изменения, был создан специальный знак (Umweltzone), а с 1 января 2008 года ограничения заработали в Берлине, Кельне и Ганновере. Сейчас экозоны действуют в 58 городах и в 11 Федеральных землях Германии. Самая крупная экозона в Рурской области охватывает 13 городов. Все автомобили в зависимости от уровня вредных выбросов делятся на четыре категории. Первая (самая низкая) включает автомобили без катализатора, с ненастроенным катализатором или с катализатором американского типа первого поколения. К четвертой категории (самой высокой) относятся машины с минимальным уровнем выброса. Старые автомобили тоже могут относиться к четвертой категории, если они прошли переоборудование: установку катализатора и сажевого фильтра (в случае с дизельными двигателями). Каждой категории транспорта соответствует наклейка (Plakette) – красная, желтая или зеленая. Автомобили низшей экокатегории не получают наклеек вообще. В зависимости от ограничений тем или иным ТС запрещено въезжать в центры городов. За нарушение правил водителя ждет штраф 80 евро. На автомобили, зарегистрированные в других государствах, правило тоже распространяется – им также надо покупать наклейку.

В Германии владельца неэкологичного автомобиля, заехавшего под такой знак, ждет штраф в 80 евро

Бельгия

Бельгия тоже ограничивает въезд легковых автомобилей в центры крупных городов. При этом единого подхода в стране нет. Например, с 1 февраля 2017 года в центр Антверпена могут въезжать только легковые автомобили с бензиновыми двигателями стандарта выше Евро-1 и дизельными стандарта Евро-3 и выше. А вот в столицу – Брюссель – с 1 января 2018 года ограничен въезд только для дизельных автомобилей с двигателем стандарта ниже Евро-2. Также с 1 января 2020 года планируется ограничить въезд в центр Гента. Запрет будет действовать для бензиновых автомобилей стандарта ниже Евро-2 и дизельных машин стандарта ниже Евро-4.

Бельгийцы могут купить суточный пропуск для въезда в запретную для неэкологичных машин зону, но только 8 раз за год

В отличие от соседних Германии и Франции, в Бельгии водителю не нужно клеить никаких наклеек. Если автомобиль соответствует необходимым критериям по экологичности, на нем можно свободно ехать в центр города. Если же нет, у владельца есть три варианта: первый – отказаться от поездки на личном авто. Второй – купить суточный пропуск за 35 евро. Такой пропуск доступен владельцам любых машин, однако приобрести его можно не более 8 раз в год. Наконец, третий вариант – это поехать на машине в центр, несмотря на запрет. Поездка обойдется владельцу аж в 350 евро – именно такой штраф действует для тех, кто игнорирует требования бельгийских экозон. Если владелец спохватился, что у него нет пропуска уже после того, как въехал в центр города, он может его докупить без риска получить штраф.

Франция

Во Франции экологические зоны ограниченного движения (Zones à Circulation Restreinte) появились относительно недавно. Первая подобная территория заработала 1 июля 2016 года в Париже, 1 ноября того же года за ним последовал Гренобль, а 12 декабря – Лион.

Въезжать на определенную территорию могут только автомобили со специальной наклейкой (Crit’air), которая присуждается в зависимости от экологического класса машины. Все наклейки делятся по цветам. Самую лучшую – зеленую – получают электромобили и машины, работающие на водороде. На фиолетовую могут претендовать все гибридные автомобили и машины на газе, а также бензиновые автомобили с двигателем стандарта не ниже Евро-5. За ними идут желтая (бензиновые авто с моторами Евро-4 и дизельные с двигателями не ниже Евро-5), оранжевая (бензиновые – Евро-2 и Евро-3, дизельные – Евро-4), красная (дизельные автомобили с мотором Евро-3) и серая (дизели Евро-2) наклейки. В случае, если автомобиль обладает двигателем, не соответствующим этому стандарту, он наклейки не получает.

Наклейки с обозначением экологического класса автомобиля во Франции необходимо приобретать и для машин из других государств

Точно так же, как и в Германии, во Франции для поездки в центр города с экозонами необходимо иметь наклейку – независимо от того, зарегистрирован автомобиль во Франции или нет. Сама наклейка недорогая: всего 3,11 евро. А вот ее отсутствие, равно как и въезд в экозону на автомобиле несоответствующего класса, может привести к штрафу в размере 68 евро, который вырастет до 180 евро, если водитель не оплатит его в течение 45 дней.

Швейцария

В отличие от других стран Европы в швейцарских городах экозоны не применяются вообще. Все дело в том, что местные специалисты засомневались в их эффективности с точки зрения качества воздуха. Хотя попытки ввести такую меру в конфедерации неоднократно предпринимались. Доминик Букели, планировщик, руководитель проекта Fussverkehr Schweiz: «В Швейцарии нет запретов на движение в городах автомобилей с повышенным уровнем вредных выбросов. Или автомобиль проходит соответствующую проверку во время техосмотра и может ездить по всей Швейцарии, или он проваливает тест и не может ездить вообще. Вместо введения запрета на движение старых автомобилей, лучше развивать общественный транспорт: вводить новые маршруты, модернизировать парк техники, делать выгодными тарифы на билеты. Одновременно нужно увеличивать тарифы на парковку личного транспорта. И за счет такого «кнута и пряника» можно удовлетворить транспортные потребности жителей, увеличить скорость движения транспорта и, как следствие, снизить уровень вредных выбросов».

Фото: Lucian Milasan, savoieleysse, philipk76/Fotolia.com; ShutterStock/Fotodom.ru; Transport & Mobility Leuven; LEZ-Belgium.be

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Места на бюджете Места на бюджете

Только эти седаны предлагаются с базовой ценой до 500 000 рублей

АвтоМир
Как правильно брить яички? Как правильно брить яички?

Положа руку на мошонку, просим вас – только не торопитесь

GQ
Силуэт черной дыры на фоне ее раскаленного обеда: что на самом деле сфотографировали ученые в космосе (и зачем) Силуэт черной дыры на фоне ее раскаленного обеда: что на самом деле сфотографировали ученые в космосе (и зачем)

Кто, как и, главное, зачем сделал первый в истории снимок тени черной дыры?

Esquire
Президент «Русэнергосбыта» Михаил Андронов: Потребители энергии смогут зарабатывать на электросетях Президент «Русэнергосбыта» Михаил Андронов: Потребители энергии смогут зарабатывать на электросетях

Будут ли солнечные батареи и ветряные электростанции популярны в России

СНОБ
ВТБ помог миллиардеру Гордееву рассчитаться с «ФК Открытие» ВТБ помог миллиардеру Гордееву рассчитаться с «ФК Открытие»

ВТБ рефинансировал кредиты структур Сергея Гордеева на 40 млрд рублей

Forbes
Все, что нужно знать об истории денима Все, что нужно знать об истории денима

Как джинсы перебрались из гардероба рабочих на модные подиумы

Vogue
21 рецепт жестоких первоапрельских розыгрышей 21 рецепт жестоких первоапрельских розыгрышей

Первое апреля бывает лишь один раз в году, и в этот раз мы не дадим ему пропасть

Maxim
От любви до ненависти От любви до ненависти

У Распутина были не только фанатичные обожатели, но и ярые противники

Дилетант
Исторический момент Исторический момент

25 апреля на экраны выходит историческая детективная драма «Игры разумов»

Grazia
Единорог для дальнобойщика. Новый стартап из сферы грузоперевозок оценили в $1,4 млрд Единорог для дальнобойщика. Новый стартап из сферы грузоперевозок оценили в $1,4 млрд

Система KeepTruckin помогает снизить аварийность и экономить на страховке

Forbes
В прокат выходит победитель Берлинского кинофестиваля «Синонимы» (наша рецензия) В прокат выходит победитель Берлинского кинофестиваля «Синонимы» (наша рецензия)

Фильм, который собрал воедино все то, за что ненавидят западное киноискусство

Maxim
Детский мир Детский мир

Декоратор Мия Карлова воссоздала в загородном доме атмосферу детства на даче

AD
Как сделать на даче травяной диван Как сделать на даче травяной диван

По этому газону нельзя ходить, зато на нем можно сидеть

Maxim
Говорит «Импровизация» на ТНТ: Сергей Матвиенко о смехе, о хвосте и о том, что убивает Павла Волю Говорит «Импровизация» на ТНТ: Сергей Матвиенко о смехе, о хвосте и о том, что убивает Павла Волю

Вспоминаем его возраст и ждем объяснений, почему он Злой и Несправедливый

Playboy
Признаки лжи: как выявить обманщика по речи и поведению Признаки лжи: как выявить обманщика по речи и поведению

На что следует обращать внимание, чтобы не стать жертвой обмана

Psychologies
Герпес: как лечиться будущей маме? Герпес: как лечиться будущей маме?

Не скажется ли герпес на течении беременности и как его лечить

9 месяцев
Из девочки в мальчика и другие бьюти-эксперименты звездных детей Из девочки в мальчика и другие бьюти-эксперименты звездных детей

Дети знаменитостей также меняют цвет волос, делают стрижки и даже красятся

Cosmopolitan
Место лечит Место лечит

Заниматься здоровьем гораздо приятнее с видом на окружающие красоты

Robb Report
Туман войны Туман войны

До сих пор не известно, как погиб Гленн Миллер, когда, да и погиб ли вообще

Вокруг света
Недоверчивая Россия: как изменился информационный ландшафт страны Недоверчивая Россия: как изменился информационный ландшафт страны

Российское общество живет на две информационные повестки: официальную и свою

Forbes
Рейтинг индукционных варочных панелей 2019: как выбрать лучшую модель Рейтинг индукционных варочных панелей 2019: как выбрать лучшую модель

Как подобрать подходящий вариант варочной панели для своей кухни

CHIP
От ностальгии по 90-м до nude: бьюти-эволюция Наташи Королёвой От ностальгии по 90-м до nude: бьюти-эволюция Наташи Королёвой

Певица и актриса прославилась не только своими хитами, но и смелым стилем

Cosmopolitan
Возвращение динозавров Возвращение динозавров

История пикапов Chevrolet

4x4 Club
Метеозависимость Метеозависимость

Метеозависимость существует, и причины ее довольно разнообразны

Maxim
Вместе весело Вместе весело

За каждым талантливым сатириком и комендантом стоит женщина с чувством юмора

Лиза
Что посеешь Что посеешь

Владельцы дома по проекту Чипперфилда неожиданно увлеклись сельским хозяйством

AD
7 фраз, которые стоит говорить чаще 7 фраз, которые стоит говорить чаще

Наши слова формируют наш мир, жизнь и окружение

Psychologies
Что скрывал король гламура Что скрывал король гламура

Сергей Зверев пришел на «Прямой эфир» без привычной блестящей короны

StarHit
«Теперь каждую таблеточку проверяю»: как Анастасия Нифонтова стала первой женщиной, покорившей «Дакар» «Теперь каждую таблеточку проверяю»: как Анастасия Нифонтова стала первой женщиной, покорившей «Дакар»

Что помогло мотогонщице Анастасии Нифонтовой проехать «Дакар» в зачете Original

Forbes
Быть или казаться? Быть или казаться?

Многие считают, что немецкий автомобиль — лучший автомобиль

4x4 Club
Открыть в приложении