Системе «Платон» 15 ноября исполнилось два года, можно подвести кое-какие итоги

АвтоМирАвто

Дороги

А что с «Платоном»?

Системе «Платон» 15 ноября исполнилось два года, а сегодня можно подвести кое-какие итоги. И далеко не все из них со знаком плюс

Число зарегистрированных в «Платоне» большегрузов приближается к миллиону. Если точнее, в системе их более 921 000. За истекшее время с грузовиков удалось собрать почти 37 млрд рублей. Во всяком случае, именно столько перечислено в Дорожный фонд после подсчета всех денег, собранных с грузоперевозчиков за езду по федеральным трассам. Как же распоряжаются этими и другими деньгами «Платона», о которых нам рассказывать не любят? Обо всем по порядку.

Если верить релизам «Росавтодора», на сегодня с помощью указанных 37 млрд рублей восстановлено более 1700 км дорог в сорока городах и регионах страны. Кроме того, продолжается ремонт и реконструкция ряда мостов. В 2017 году были открыты Борский мост в Нижнем Новгороде и Ворошиловский – в Ростове-на-Дону. Только что открыто движение по Свердловскому мосту в Пензе и Гоголевскому путепроводу в Петрозаводске. Помимо этого средства из системы «Платон» будут направлены на ремонт тех участков федеральных трасс, которые выбрали сами дальнобойщики. А именно, А-181 «Скандинавия» в Ленобласти, М-10 «Россия» в Новгородской области, М-5 «Урал» в Рязанской области, на подъездах к Перми и Ижевску от трассы М-7. Участков для ремонта намечено немало: в Краснодарском крае, в Магаданской области, в Якутии, на Дальнем Востоке. И все это, конечно нас не может не радовать.

А еще говорят, что «Платон» за два года сформировал прозрачный рынок грузоперевозок, и у государства появилась информация о количестве и составе перевозчиков. Оказалось, более 60% из них – физические лица. У налоговиков появился реестр данных о платежах грузоперевозчиков, а правоохранительным органам система помогает проводить оперативно-розыскные мероприятия и выявлять таможенные нарушения. За порядком в самом «Платоне» на трассах федерального значения сегодня следят 480 рамных конструкций стационарного контроля, работает 100 специализированных автомобилей фотофиксации. Штрафы для неплательщиков растут, но не все дальнобойщики нарушают. Многие из них на законных основаниях стараются избегать федеральных трасс за счет местных региональных дорог. И вот тут начались неприятности.

Из-за системы «Платон» большегрузы начали разрушать региональные дороги, которые оказались не рассчитаны на тяжеловесов. Причем в некоторых регионах складывается буквально патовая ситуация. Если деньги на ремонт федеральных трасс худо-бедно выделяются, то латать региональные дороги местным властям уже не на что. Взять хотя бы Зауралье. Здесь нагрузка на региональную сеть возросла в несколько раз, а денег на ремонт у региона мало, отчего чиновники вступают в конфликт с дальнобойщиками, стремясь не всегда законно препятствовать их проезду. Весной ввели ограничение для движения грузовых автомобилей с нагрузкой на ось более пяти тонн по дорогам Шадринск – Ялуторовск, Екатеринбург – Шадринск – Курган – Падерино – граница Свердловской области, Макушино – Частоозерье – Бердюжье.

В следующем году на ремонт дорог Зауралья, по самым скромным подсчетам, может не хватить около миллиарда рублей от 3,5 млрд запланированных. Причиной тому федеральный бюджет, отобравший себе часть акцизов на топливо. Если раньше от них в области оставалось 88%, то сейчас – только 61%. Область недополучит около 600 млн рублей, а еще около 400 млн составят выпадающие доходы от налогов на транспорт. Стараясь найти «выбитые» в том числе и «Платоном» деньги, местные чиновники пытаются передать свои дороги на баланс Минтрансу, но это вопрос долгий.

Похожая ситуация складывается и в других регионах. Например, вокруг Ростова-на-Дону. Здесь большегрузы уже прикончили объездную дорогу вокруг Новошахтинска, по которой дальнобойщики экономят на «Платоне». Так что одни дороги лечим, а другие калечим.

Слухи

В результате утечек информации стало известно, что ежегодно из собранных системой «Платон» денег бюджет якобы выплачивает порядка 10 млрд рублей оператору системы – компании «РТ-Инвест Транспортные системы». И эти выплаты продлятся как минимум до 2027 года.

Подмосковье будет платным

Дорога в Подмосковье от трассы М-4 «Дон» до аэропорта Домодедово обойдется в 14 млрд рублей, хотя раньше стоимость почти 7-километрового участка платной трассы с одной развязкой оценивалась в 10, а позже в 13 млрд рублей. Ее строительство планируют начать уже в следующем году. Принципиальное решение уже принято, сообщают в ГК «Автодор». Сегодня проект находится на финальной стадии проработки. Оплачивать строительство будет конгломерат инвесторов, включая сам аэропорт «Домодедово», с небольшой долей госфинансирования.

Еще один перспективный подмосковный проект, но тоже вполне себе федерального значения, – обход Балашихи и Ногинска – будет стоить сильно дороже. Здесь только работы по подготовке территории оценили в 13,5 млрд рублей. ГК «Автодор» ищет подрядчика, который сможет расчистить место под строительство первого этапа будущей скоростной трассы «Москва – Нижний Новгород – Казань». Длина первого участка магистрали от МКАДа в обход Балашихи и Ногинска составит 69,42 км. Проект минувшим летом одобрила Главгосэкспертиза.

Почему недовольны «Платоном»?

Объективных и субъективных причин недовольства системой «Платон» множество. Так, например, по данным Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» цены на многие товары в результате появления нового налога по имени «Платон» выросли на 3-10%. Некоторые производители заявили об удорожании логистики перевозок по ряду направлений. А, в частности, Danone называет цифру такого удорожания – до 100%. В итоге крупные производители и перевозчики перекладывают оплату тарифа на конечного потребителя. Частные перевозчики уходят, малый и даже средний бизнес становится убыточным. При этом власти неуклонно повышают тариф. При запуске программы в 2015 году он составлял 1,53 рубля за километр. В 2017 тариф вырос до 1,9 рубля за километр. А рост до задуманных изначально 3,06 рубля за километр – лишь вопрос времени.

Мечты о будущем

Видимо, лавры Илона Маска в США кое-кому не дают спать спокойно. Стартап Arrivo уже в 2021 году намерен построить в городе Денвер (штат Колорадо) дорогу с разрешенной скоростью 320 км/ч, которая будет способна пропускать до 20 000 автомобилей в час. Маска мы вспомнили в связи с тем, что идея Arrivo сильно смахивает на его транспортный концепт Hyperloop, но с тем отличием, что в этот раз движение специальных скоростных капсул будет осуществляться по особым полосам, проложенным вдоль существующих шоссе. В первую очередь скоростные магистрали будут рассчитаны на короткие поездки. Например, обещают проектировщики, время в пути из центра города до местного аэропорта по этой дороге сократится с часа до девяти минут. Кстати, над проектом работает бывший сотрудник компаний SpaceX и Hyperloop One. Быть может мистер Маск ему недоплачивал?

Как все запущено

В Ставрополе запущено движение транспорта по участку Безымянного проспекта, который в перспективе свяжет Западный обход с улицей 45-я Параллель. Пока в эксплуатацию ввели первую очередь 6-полосной дороги. Участок дороги обошелся в 500 млн рублей, а работы в рамках ГЧП выполняла строительная компания «ЮгСтройИнвест». Губернатор края Владимир Владимиров на открытии объекта обещал, что Безымянный проспект (когда будет достроен окончательно, ред.) разгрузит молодой Юго-Западный район города.

Текст: Константин Корндорф
Фото: Зыков Кирилл/Агентство городских новостей «Москва»; «Платон»; Photoagency Interpress/Global Look Press; Портал органов государственной власти Ставропольского края; Arrivo/Colorado Department of Transportation

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Выбор сделан! Выбор сделан!

В Москве состоялось вручение премии «Топ-5 Авто»

АвтоМир
3 причины, почему не растет уровень нашего дохода 3 причины, почему не растет уровень нашего дохода

Что мы делаем не так? Почему у кого-то зарплата растет, а у нас нет?

Psychologies
Скорость без звука Скорость без звука

Как устроены электрические байки Ducati V21L

ТехИнсайдер
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
Два кавказца Два кавказца

Что за офицеры изображены на рисунке, который считался за авторством Лермонтова?

Дилетант
Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен» Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен»

Как снять защиту записи с флешки usb, если диск защищен?

CHIP
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах

У российских студентов скорректировались приоритеты при выборе места работы

Ведомости
Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться

Какие факторы влияют на то, что в России пенсионеры предпочитают вступать в брак

Forbes
Аналоги YouTube в России в 2025 году: 5 альтернативных сервисов Аналоги YouTube в России в 2025 году: 5 альтернативных сервисов

Какие аналоги видеохостинга могут стать конкурентами YouTube

Inc.
10 остросюжетных новинок от азиатских авторов 10 остросюжетных новинок от азиатских авторов

Погружаемся в мир загадочной Японии, многоликого Китая, самобытной Кореи

Maxim
Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом

Плюшеголовые разноцветные сойки не могут решить задачу с инструментами

N+1
Преисполненная светом Преисполненная светом

Дизайнерский интерьер, наполненный винтажной мебелью и предметами искусства

SALON-Interior
История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе

Как кино может разнообразно трактовать и исследовать сюжеты о привидениях

Правила жизни
Без паники! 10 быстрых приемов против стресса Без паники! 10 быстрых приемов против стресса

Нужно снять напряжение? Вот способы, которые не требуют специальной подготовки

Лиза
Трезвые разговоры в баре: Манойло и Канделаки Трезвые разговоры в баре: Манойло и Канделаки

Каково сниматься в адаптации турецкого сериала и как не разочаровать маму

СНОБ
Дикие павианы не прошли зеркальный тест Дикие павианы не прошли зеркальный тест

Исследователи провели зеркальный тест на диких медвежьих павианах

N+1
«Настоящая боль»: как фильм Джесси Айзенберга деликатно исследует тему Холокоста «Настоящая боль»: как фильм Джесси Айзенберга деликатно исследует тему Холокоста

Кино о теме Холокоста и запутанных отношениях двух братьев

Forbes
На это грантов не дают: как именитый хирург спасает финскую усадьбу под Выборгом На это грантов не дают: как именитый хирург спасает финскую усадьбу под Выборгом

Илья Слепцов восстанавливает на территории Киискиля исторические постройки

Forbes
Второе дыхание крипты Второе дыхание крипты

Почему криптоиндустрия возлагает надежды на Дональда Трампа

Ведомости
После вчерашнего После вчерашнего

10 приемов, помогающих избежать похмелья

Лиза
Что делать бизнесу с фейками в сети Что делать бизнесу с фейками в сети

Со всеми фейковыми публикациями можно бороться по одной схеме

Inc.
От Хичкока до Финчера: главные фильмы про маньяков в истории кино От Хичкока до Финчера: главные фильмы про маньяков в истории кино

Лучшие фильмы о маньяках: с высоким рейтингом и наиболее оригинальной концепцией

Forbes
Полина — единственная дочь Сергея Супонева из «Зова джунглей»: как сложилась ее жизнь Полина — единственная дочь Сергея Супонева из «Зова джунглей»: как сложилась ее жизнь

Чем занимается дочь Сергея Супонева и почему она не стала заменой отцу

Maxim
Путешествие в прошлое: какой след оставили русские в истории Японии Путешествие в прошлое: какой след оставили русские в истории Японии

Особое кладбище в Японии, где покоятся несколько десятков наших предков

Inc.
Как экономить на лекарствах Как экономить на лекарствах

Разбираемся, как не тратить много денег в аптеке, но покупать все необходимое

Лиза
3 важные фразы, которые помогут вам с партнером стать ближе 3 важные фразы, которые помогут вам с партнером стать ближе

Некоторые, казалось бы, совсем простые фразы, могут быть очень важными

Psychologies
Закупились отечественным Закупились отечественным

Госзакупки российских автомобилей выросли на 9% в 2024 г.

Ведомости
Алексей Олейников: Хочу расследовать «Смерть чиновника» Чехова Алексей Олейников: Хочу расследовать «Смерть чиновника» Чехова

Писатель Алексей Олейников — об историческом детективе и антропологии

СНОБ
Открыть в приложении