Право
Круг интересов
А вы знаете, как сейчас правильно проезжать перекресток с круговым движением?
Перекрестки, где движение организовано по кругу, встречаются как в городах, так и за их пределами. Нередко их обустраивают для «разруливания» потоков транспорта на парковках крупных торговых центров и прочих мест притяжения людей – спортивных сооружений, парков и тому подобного. Такие перекрестки не только позволяют обеспечить приемлемую пропускную способность пересечений дорог, обходясь без светофоров, но и повышают безопасность, ведь круг уже не проскочишь сходу: хочешь не хочешь, а притормозить придется. Казалось бы, если этот способ организации движения так хорошо знаком нам, какой смысл еще раз о нем вспоминать? Но жизнь показывает, что у водителей с пониманием правил проезда круговых перекрестков не все гладко. Отчасти виной тому поправки, внесенные в Правила дорожного движения несколько лет назад, и истолкованные многими однозначно: теперь «круг» всегда главный! Произошло это из-за отсутствия вразумительных комментариев со стороны дорожников и ГИБДД, поэтому нововведения интерпретировали в основном доморощенные эксперты в меру своего собственного, зачастую неправильного, понимания. В результате водителей сбили с толку и теперь половина из них просто не знает, как действовать, оказавшись на таком перекрестке. Проводим ликбез!
В общем случае перекресток с круговым движением ничем не отличается от обычного пересечения дорог. То есть, если нет знаков приоритета, то при определении очередности проезда надо руководствоваться известным, надеемся, всем водителям правилом помехи справа, которое сформулировано в пункте 8.9 ПДД. Согласно ему преимуществом пользуется водитель, въезжающий на круговой участок с примыкающей дороги. Следовательно, тот, кто уже едет по кругу, обязан уступить ему дорогу. Ну а почему же тогда многие уверились в безоговорочном приоритете находящихся на круге? Все дело в пункте 13.9 ПДД, согласно которому водитель, находящийся на круговом участке, пользуется приоритетом перед въезжающими на него транспортными средствами только в том случае, когда перед перекрестком вместе со знаком 4.3 (три белые стрелки, «бегущие» против часовой стрелки внутри голубого круга), информирующим водителей о том, что перед ними именно перекресток с круговым движением, установлены также знаки 2.4 «Уступите дорогу» (перевернутый белый треугольник с красной каймой) или 2.5 «Движение без остановки запрещено» (восьмигранник «STOP»). Иными словами, при въезде на такой перекресток необходимо уступить дорогу уже находящемуся на нем транспорту, но зато потом можно ездить по кругу, наслаждаясь преимуществом, хоть до скончания веков или топлива в баке. Но это правило работает только в том случае, если перед кругом есть знаки 2.4 и 2.5. Если их нет, вступает в силу общий принцип: уступи дорогу тому, кто приближается справа.
Случается, что необходимо обеспечить приоритет транспорту, движущемуся по какому-либо «генеральному» направлению. Тогда главным делают не весь круговой участок, а только его часть. В этом случае прибегают к хорошо знакомой водителям по обычным перекресткам схеме: под знаками приоритета, установленными перед въездом на круг, монтируют квадратные дополнительные таблички со схемой перекрестка, где жирной линией выделен участок главной дороги. Напомним, что согласно ПДД такая табличка имеет номер 8.13. Наконец, существует еще и третья разновидность обустройства перекрестков с круговым движением. Когда общие правила проезда и дорожные знаки не справляются с интенсивностью пересекающихся потоков, дорожники вынуждены использовать светофоры. Здесь, по большому счету, никаких дополнительных пояснений не требуется: про принцип помехи справа и знаки приоритета забываем, и ориентируемся исключительно на сигналы светофоров.
Итак, главное на сейчас: безоговорочный приоритет у транспорта, находящегося на круговом участке, появляется только при наличии на въезде на перекресток знаков 2.4 или 2.5. В остальных случаях необходимо ориентироваться на иные знаки приоритета, в том числе с дополнительными табличками с указанием направления главной дороги, а также светофоры.
На днях правительство надумало установить, наконец, приоритет круга для всех без исключения, но ПДД пока не поменяли, так что мы все еще ездим по прежним правилам.
Несвобода маневра
Помимо несоблюдения правил приоритета, еще одна распространенная причина дорожно-транспортных происшествий на перекрестках с круговым движением – несоблюдение правил маневрирования. Картина таких аварий до скукоты однообразная: машины замирают, будучи притертыми дверями и крыльями друг к другу. К конфликтам обычно приводит ситуация, когда водитель автомобиля, движущегося по внутреннему радиусу, решает съехать с круга на примыкающую дорогу и сталкивается с транспортным средством, которое продолжает движение по кругу по внешнему радиусу. И только после инцидента, внимательно прочитав пункт 8.5 ПДД, многие водители с удивлением узнают, что въезжать на круговой перекресток можно с любой попутной полосы движения, сколько бы их ни было, а вот съезжать с него – только из крайней правой полосы. Исключение из этого правила составляют случаи, когда полосы, по которым разрешено въезжать на круговой перекресток и съезжать с него, обозначены соответствующими дорожными знаками и разметкой в виде стрелок.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl